Тверской
областной комитет
КПРФ
Пятница, 28.07.2017, 13:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

Главная » 2008 » Октябрь » 15 » Трое в классе, не считая учителя
Трое в классе, не считая учителя
23:28
 
Деревня, с ее стареющим населением и увядшей экономикой, переживает нелегкие времена. В России действует масштабная программа оптимизации (сокращения) сельских школ. 70 "объектов" в Тверской области уже вырубили под корень. Есть версия, что таким образом сознательно уничтожается вся русская деревня, ведь школа - это духовный центр глубинки. Власти утверждают, что малокомплектные школы нерентабелены, и после закрытия школ всем станет только лучше. С ворохом накопившихся вопросов я поехала в Масловскую среднюю школу Торжокского района. За ответами.
 
Объект был выбран не случайно. В Маслове уже второй год преподает русский язык и литературу моя подруга и однокурсница Мария Александровна. Маша была одной из самых упорных и талантливых на курсе. По ней скучала аспирантура, а она выбрала "карьеру" сельской учительницы. Попытка понять поступок подруги стало еще одной целью визита в Маслово.
Первый, кто мне встретился по приезду, - пьяный мужик в фиолетовой майке, зеленых штанах и сочным фингалом под глазом. Я сделала пометку в блокнот и почувствовала себя иностранным лазутчиком. Это чувство больше не покидало меня. Маслово, хотя находится за 70 километров от Твери, стало для меня отдельным миром - со строгими законами и прочными границами, которые трудно пробить обаянием и настойчивостью. В школе ко мне тоже отнеслись настороженно, хотя и весьма благодушно.

Дети доярок в ТвГУ не поступят
Вечером состоялась встреча с директором школы Людмилой Ивановой. Она очень боялась, что я напишу про школу что-то плохое и поэтому выражалась самыми острожными и хрупкими словами. Людмила Михайловна работает в школе со дня ее открытия и уже 12 лет стоит "у руля". Она излучает истинную любовь к своему детищу: рассказывает взволнованно и постоянно порывается достать из стола многочисленные школьные грамоты и дипломы. Но я и так уже поверила, что сельские учителя - настоящие энтузиасты своего дела:
- Школа живет с 1975 года. В ней работают 13 педагогов, большинство из них имеет высшую категорию. Коллектив у нас стабильный, и текучки почти нет. Учителю трудно найти другую работу на селе.
- За 35 лет школа сильно изменилась?
- Разница в детях. Раньше в классах было по 20-25 человек, а сейчас самое большое - семь. И уровень развития школьников стал ниже. Большинство родителей сильно пьют и внимания своим детям не уделяют. Очень много стало ребят из неблагополучных семей. Изначально в школе была хорошая материальная база, а в 1991-м, как и везде, произошел коренной перелом. В 1996-1999 годах вообще никаких средств не поступало. Нечем было даже мыть полы и посуду. С зарплатой было туго. Помню, как на новый 1999 год нам выдали по 20 рублей... За последние несколько лет материальная база пополнилась. По нацпроекту "Образование" выделили четыре компьютера, в половине классов заменили мебель. В кухне переустановили электролиты и мойки, приобрели водонагреватель...

По телевизору много говорят об увеличении зарплат бюджетникам, особенно в сельской местности. Мол, деревенский учитель, равно как и врач, вскоре сказочно разбогатеет. Этому мифу предстояло разбиться об истинное положение вещей.
- Зарплату нам выдают регулярно, однако урезают ее всеми возможными способами. Мы не получаем денег за классное руководство, проверку тетрадей и заведование кабинетами. Два года назад школа перешла на подушевое финансирование: сколько в классе учеников, столько у тебя и зарплата. Это играет не в нашу пользу - детей в селе мало, и мы не в силах исправить демографическую ситуацию. Ставки в школе постоянно сокращаются. Из-за малого количества учащихся приходится вести "спаренные" уроки, и получается, что за урок в двух классах платят как за один. Обидно за обслуживающий персонал: у техничек было полторы ставки, а осталась всего одна, это 2000 рублей. Хотя полов им надо мыть столько же... Ставку библиотекаря тоже сократили, но он продолжит работать - на привычке и голом энтузиазме.

Еще один миф, который предстояло развеять, - о низком качестве "сельского" образования. Выяснилось, что здесь, как и в городе, многое зависит от самих детей: они получают достаточный объем знаний. Хотя изначально многие поставлены в "не те" условия.
- Наши ребята поступают и в ТвГУ, и в Тверской технический университет. Но больше, конечно, едут в районный центр. Мы часто получаем благодарственные письма из Торжокского политехнического техникума. Жаль, у многих родителей не хватает денег на обучение. Одна наша девочка училась на "4" и "5", а мама у нее доярка, не смогла потянуть учебу дочки в городе. Пришлось сразу после школы пойти работать... И у многих так.
И под занавес разговора - главная, самая больная и актуальная мысль:
- Сельские школы сейчас активно закрывают, а ведь без них деревня погибнет. Нельзя этого допустить. Мы надеемся, что государство обратит на нас внимание. Но пока этого не происходит, - осторожно делится Людмила Михайловна. Но тут же гордо добавляет:
- А вообще, детям в школе очень нравится. Есть даже надпись в коридоре: "Школа - наш родимый дом!" (Действительно, эти слова нацарапаны маркером на темно-синей стене.) Я хотела сначала стереть и отругать за хулиганство, а потом решила - не надо. От них как-то теплее.

Байки из интерната
Моя подруга, сельская учительница Мария Александровна, живет в здании бывшего Масловского интерната. Это холодное и светлое здание с белеными каменными стенами и сомнительными удобствами. В тесном коридоре до сих пор висит новогодняя мишура. А в комнатах в начале сентября холодно, как в Новый год. Зато квартира предоставлена педагогу совершенно бесплатно - на время работы в школе.
Маша, отойдя от имиджа "строгого педагога", болтает про специфику своей работы. В ее устах проблема сельских школ звучит горько-иронично.
...В прошлом году в пятом классе училась только одна девочка. Ее "объединяли" с разными классами, даже с 10-м и 8-м. В этом году учениц двое: Дарья и Марья. Но все равно таким крохотным коллективом учиться сложно. Басню "Стрекоза и муравей" еще можно инсценировать, а вот "Лебедь, рак и щука" - уже нет...
...На собраниях учителей всегда обсуждают интересные темы. Когда говорят о стаде, частенько жалуются: "Пастух запил". А зимой, когда холодно, это означает, что "кочегар запил"...
...Одну из наших учениц зовут Габриэлла - родители насмотрелись мексиканских сериалов. Сначала ее окликали Габа, но это звучало грубо. В последнее время девочку зовут Элла. В деревне свои понятия о гламуре.

Школа: штрихи к портрету
Я провела в школе только один день, но этого хватило, чтобы добавить несколько штрихов к уже сложившемуся портрету статьи.
***
В местной учительской вновь чувствую себя лазутчиком. Слушаю тихие разговоры про будущую картошку и вчерашнюю грозу. А еще вникаю в последние слухи: армянский мальчик Гасан похвастался автографом актера Щербакова, так как в соседней деревне Печки снимают художественный фильм "Катя".
***
В школьной столовой меня потчуют обедом: супом да кашей. За соседним столом вижу румяную круглолицую девушку, которую облепили визжащие малыши, и узнаю, что при школе работает группа "Дошкольник". Ее воспитатель Галина Сергеевна рассказывает:
- Детский сад в начале 90-х закрыли. А потом его разворовало местное население, так что остались одни стены. Дети сидели по домам, а теперь вот ходят в эту группу: уже шесть человек, все девочки. Готовимся к школе, развиваемся: лепим, красим, рисуем, занимаемся математикой и чтением. Мои детки очень способные. Из группы уходят домой со слезами: им здесь интересно.
***
10-й класс изучает творчество Пушкина. Понимаю, что здесь каждый ребенок - как жемчужина в золотой оправе. Детям уделяется очень много внимания и еще больше - строгости.
- Почему не сделал домашнее задание? - спрашивает учитель.
- Я вчера теля водил, он мне руку дернул, - встал лохматый парень в растянутом свитере.
Этот мальчик - единственный, кто подошел к созданному мной образу сельского школьника. Потом он рассказал, что на нем лежит большая часть хозяйственных забот, и на уроки времени не остается. Но таких ярких типажей мало. В основном это обычные дети в джинсах. У них дневники с эстрадными кумирами на глянцевых обложках. У них есть мобильные телефоны и доступ в Интернет. Правда, они чаще городских говорят "зво/нит" и "красивее/е", путают Пущина и Державина и никак не могут вспомнить поэму Пушкина на букву "Ц". Но они очень любят свою школу. Кто-то из них во время разговора на перемене пошутил: "Из дома выгонят - сюда приду!"
Возможно, содержать сельские школы очень невыгодно государству. Но, побывав там, перестаешь думать о выгодах и рентабельности, а начинаешь - о детях, которые могли бы поднять и спасти русскую глубинку, но у которых не остается для этого шансов.
Любовь Кукушкина, "Караван"
Просмотров: 405 | Добавил: tverkprf | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Октябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

» Поиск

» Друзья сайта


» Статистика
Rambler's Top100
Rednews.Ru Чевенгур Сайт Воронежской областной организации СКМ (Союз Коммунистической Молодёжи). esp.master74.com Молодёжное движение СКМ -Брянское областное отделение Сайт совета инициативных групп жителей Москвы Механизм Народовластия Интернет-магазин «ПолитАзбука» – Полезные идеи от А до Я!
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz