В редакцию «Позиции» попал интересный документ - извещение-предписание в адрес жительницы Твери на фирменном бланке упомянутого ОАО.
В сей грозной бумаге говорилось, что «... в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ прибор учета абонента должен отвечать установленным техническим требованиям... Абоненты обязаны поддерживать в исправности ... соответствующие устройства и приборы...». Далее - «При проведении проверки прибора учета ... было обнаружено несоответствие ... прибора требованиям... Истек срок межпроверочного интервала (более 16 лет). Поскольку прибор не соответствует ... требованиям, Вам необходимо в 3-х дневный срок обратиться с заявкой об установке (замене) прибора в абонементский отдел ОАО «Тверская сбытовая компания» по адресу: г. Тверь, ул. Бебеля, 4/43. В соответствии с действующим законодательством данные работы входят в перечень ... работ, выполняемых за счет потребителя». Как сообщила получатель предписания, никаких нареканий на работу счетчика со стороны работников этой компании она не слышала, да и сама на счетчик не в обиде - считает киловатт/часы исправно. Так в чем же дело, почему вдруг родилась такая бумага? Сначала по ее содержанию. Слова об обязанностях абонента взяты из пункта 1 ст. 453 Гражданского кодекса РФ. Но составители документа занялись явной подтасовкой, так как в п. 2 этой статьи четко говорится: «...Когда абонентом по договору выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние ... сети, а также приборов учета ... возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом...» Теперь о межпроверочном сроке, который истек. Так ведь очень плохо, что истек, господа энергетики. Надо вовремя проверять, делать соответствующую запись в техническом паспорте. А если прибор неисправен, то ремонтировать. Это, согласно ГК РФ, ваша обязанность. И в законе не говорится, что в случае истечения межпроверочного интервала счетчик подлежит замене, о том, что его надо менять за счет жильцов, тоже нет ничего. На вопрос о законности предписания в ОАО ответили, что они руководствуются еще и постановлением правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергосети». Однако и здесь налицо введение в заблуждение и недобросовестное толкование документа. В п. 139 говорится: «В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность и целостность ... обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором». Но это постановление говорит только об ответственности за сохранность счетчика, т.е. в случае его утраты, а вот обеспечивать надлежащее техническое состояние остается обязанностью энергоснабжающей организации. Зачем же энергетики грешат против истины и манипулируют положениями закона? Все очень просто - в предписании есть рекомендация обратиться для замены счетчика в ОАО «Тверская сбытовая компания». По телефону там пояснили, что в случае подачи заявки на замену счетчика надо будет заплатить 500-1000 рублей. А также предложили и свой счетчик. Кстати, счетчики стоят от 700 до 2000 рублей. Просто ОАО хочет за выполнение своих же обязанностей взять с граждан деньги, да еще и заставить их менять исправные электросчетчики. Кроме того, почему это такая запоздалая реакция на постановление 2006 года? Как удалось выяснить, просто нашлась какая-то мелкая фирма, которая взялась за это дело. До этого руководство ОАО, естественно, об этом и не помышляло. Да и с чего бы? Но это еще не все. В предписании, если не подадите заявку, есть угроза наказать рублем: «...Это будет расценено как Ваше согласие на определение объема потребляемой Вами электроэнергии по мощности Ваших приборов, исходя из работы 24 часа». Как это так? Хорошо, что не расценено как согласие на оплату замены счетчиков в тройном размере. И еще интереснее - в предписании уже указана мощность, за которую придется платить получательнице предписания. Как же так? Ведь, по ее словам, энергетики даже не заходили в ее квартиру. Кроме того, по упомянутому постановлению, прежде чем перейти на оплату по мощности, гражданин должен подписать соответствующий протокол. И здесь несоответствие закону. Очевидно, что этой сферой деятельности ОАО «Тверская сбытовая компания» должна заинтересоваться прокуратура. Ну, а граждане, прежде чем расписаться за полученные предписания, должны хорошо подумать. Г.Сорокин, «Позиция»
|