Тверской вагоностроительный завод в последнее время регулярно упоминается в числе знаковых, когда идет речь об экономическом кризисе – и в Правительстве, и Федерации независимых профсоюзов России, и, естественно, на областном уровне, в Твери. Это совсем не значит, что он больше всего пострадал от нынешних потрясений. Есть ведь еще и АвтоВАЗ, Магнитка, Северосталь и т.д. Просто в истории с ТВЗ, как в зеркале, отразилась иллюзорность благополучия путинской экономики. Вроде бы, так хорошо жили... Но вот клюнул жареный петух и все рассыпалось в одночасье. Благополучие оказалось дутым. А ведь еще недавно на том же ТВЗ было процветающее производство, великолепные социальные условия, а зарплата – предел мечтаний для 90 процентов населения Тверской области. Сегодня это все в прошлом. И никакие стенания, даже перед лицом «лидера нации», нынешнего главы Правительства Владимира Путина, не помогут. Он - не волшебник. Разрушать советскую экономику его патрону Ельцину было легко, а создавать что-то устойчивое, основательное преемники не научились. На недавнем Всероссийском совещании представителей профсоюзных первичек Владимир Путин в своем выступлении фактически расписался в беспомощности российской власти перед лицом беспощадного кризиса. Опять упоминался Тверской вагонзавод, который недавно посетил премьер, как иллюстрация этой беспомощности.
Да, после посещения вагоностроительного завода президентом РЖД А. Якуниным и Председателем Правительства РФ В.Путиным обстановка там несколько стабилизировалась. Но говорить о ее нормализации никаких оснований нет. Надо отметить, что премьер выполнил свое обещание - те три миллиарда рублей, предназначенные на закупку вагонов у ОАО «ТВЗ», поступили в РЖД. Договор на поставку вагонов на эту сумму уже подписан. Но это всего лишь 91 вагон дополнительно к уже имеющемуся заказу на 588. А он составляет лишь половину от прошлогоднего. Поэтому и сейчас коллектив работает по три дня в неделю. И то только до августа. Такой режим уже в сентябре может быть пересмотрен, и пока неясно, в каком плане. - На заводе было издано шесть локальных приказов, которые заметно корректируют штатное расписание. 410 сотрудников уже выведены за ворота предприятия в период с декабря 2008 года по март 2009 года. Под сокращение попала и третья смена: 829 человек. Третья смена на заводе будет ликвидирована к 1 июля согласно приказу N 131, утверждает председатель профсоюзного комитета завода Виктор Кольцов. Тут же начнется исполнение приказа N 191, согласно которому уже до 22 июля за ворота выйдут еще 572 человека. В списке на выбывание рабочие вспомогательных цехов (котельного, электросетевого, инструментального) - все те, кто не задействован непосредственно в производстве вагонов. А также работники на повременной оплате труда. Замыкают список руководители, специалисты и служащие. К августу на заводе останется менее 8 тысяч сотрудников. Все они вместе с руководством предприятия в последний месяц лета уйдут в корпоративный оплачиваемый отпуск. - Что будет дальше, не хочется и загадывать - говорит Виктор Кольцов. - Как будем работать после августа, пока вопрос. Он решится только к концу июня. Сейчас можно высказывать лишь самые осторожные предположения. Кто знает, возможно, начиная с осени мы сможем увеличить рабочую неделю на один день. О том, чтобы переходить на полнокровную пятидневку, не может быть и речи. А это повлечет за собой сокращение еще 1800 сотрудников. Тогда предприятие будет работать всего в одну смену. Те три с лишним миллиарда, которое обещаны В. Путиным на разработку вагонов новых конструкций, пока в перспективе. И если вагонники получат их, то в лучшем случае в 2011-2013 гг. Сейчас по всем этим вопросам между администрацией завода и РЖД идут переговоры. Профком предприятия внимательно следит за соблюдением законности и интересов увольняемых членов профсоюза. Приходится решать и неотложные вопросы оставшихся работников. В частности, многие заводчане взяли кредиты на приобретение жилья, автомобилей еще в прежней, благоприятной ситуации. Сейчас зарплаты снизились, и многие просто не могут погасить долг. По инициативе профсоюзной организации администрация договорилась со Сбербанком РФ и «Транскредитбанком» о реструктуризации долгов работников вагонзавода. Идут переговоры с другими банками.
|