«Этот костюм я надеваю только по большим праздникам», - произнес Юрий Аппенинский, открывая дверь своего дома. Для 79-летнего кимряка визит «той самой «Комсомолки» - огромное событие. Юрий Александрович не совсем понимает, чем он заслужил такое внимание прессы. И только при упоминании об институте с улыбкой замечает: «А, вы об этом? Так что же в этом необычного-то?» Если бы не его 79-летний возраст, блокада и три вуза за плечами - то ничего.
Житель блокадного Ленинграда Война началась, когда Юрию Александровичу было 12 лет. - В 1941 году, это была суббота, мы с матерью поехали на дачу к тетке, в поселок Островки, что под Ленинградом. Но пробыли там недолго. Помню, не мог понять, что происходит: все домашние бегают, суетятся, плачут. Я пытался узнать, что же произошло, и мама тогда ответила: «Сыночек, война, надо ехать домой». Мы вернулись… а вскоре и блокада началась. Что мы только не пытались кушать… Я вам скажу - вы неделю есть не будете. И подметки кожаные варили, и ремни…. 125 граммов хлеба на несколько человек… разве этим наешься? Я погибал, мне сильно не хватало еды. Я уже почти не ходил, на ногах были трофические язвы. Врачи сказали матери, что, пока есть через Ладогу связь с большой землей, надо уезжать, иначе я не выживу. Очень тяжело мы выбирались из блокады и стали последними в весенней эвакуации 1942 года. Только благодаря маме я остался жив.
Единственный в СССР солдат с высшим образованием - Мать была для меня колоссальным другом и удивительнейшей женщиной. Благодаря ей в четыре года я начал читать. Помню, как мы начали собирать с мамой мою библиотеку. Вот она, до сих пор сохранилась, - рассказывает Юрий Александрович, с грустью в глазах перебирая дорогие сердцу книги. Весной 1950 года, будучи учеником армейской школы сержантов, Юрий Аппенинский поступил на заочное отделение в Благовещенский педагогический институт на учителя русского языка и литературы и истории. - Да… я был единственным в СССР солдатом, который учился в институте. Что мне только не приходилось придумывать, чтобы иметь возможность учиться. Помню, как пришлось поделиться маминой посылкой с нашим старшиной, чтобы выбраться в город на вступительные экзамены. Но мало было выбраться из части - нужно было ведь еще и уговорить приемную комиссию принять все экзамены в один день. Пришлось пустить в ход все мое красноречие и обаяние, - смеясь, говорит Юрий Александрович. В тот день все вступительные экзамены Юрий сдал на «отлично». Через год обучения отчаянный студент получил первый в своей жизни диплом.
Дипломов много не бывает - Но это мое не совсем полное высшее образование, - спохватился Юрий. - Поэтому через время, чтобы довершить начатое, я решился снова поступать в педагогический институт, на ту же специальность. Это был уже второй мой диплом. Потом был Московский педагогический институт иностранных языков имени Тореза. Там я отменно изучил английский язык, перечитал огромное количество английской литературы. Я до сих пор держу язык, как говорится, на уровне «Аp». Язык учить было жутко интересно, поэтому я еще окончил трехгодичные курсы испанского. Когда учился в Москве, был у меня большой друг, профессор Прессман. Его труды известны всему миру. Однажды он подошел ко мне и сказал: - Юра, я хочу устроить тебя в министерство. Ты умный парень, думаю, что у тебя все получится. Как я тогда возмутился! Чтобы у нас, в семье Аппенинских, по протекции устраивались? Как это позорно! Да я лучше дровосеком стану, но буду знать, что добился этого сам!
Ученики прозвали меня «папа» В 1989 году я приехал в Кимры. Свою семью создать не получилось, и мы жили вдвоем с мамой. В кимрских школах я прочел несколько лекций, но потом лекции стали не нужны. Я узнал, что в одной из школ освободилось место учителя, и устроился на работу. 8 лет я проработал в Ильинской школе. Во мне полыхала энергия. В 60 лет я мог дать 14 уроков подряд, молодых за пояс затыкал. А с 1998 по 2001 год я успешно преподавал английский язык в Дубнинской гимназии. Ученики меня очень любили и между собой называли «папой». Потом со мной произошел несчастный случай. Врачи предложили инвалидность второй группы. Я посчитал это оскорблением! Как это так, я буду инвалидом?! Нет, я рассчитывал вернуться на работу. Но… нога почти не двигалась. Чтобы встать на нее, мне пришлось по 6 часов в день заниматься специальной гимнастикой. И все-таки я начал ходить, хотя и не так, как раньше. Естественно, место в школе уже было занято…
В ТвГУ я снова обрел себя - Вы не смотрели фильм «Два бойца»? - неожиданно спросил Юрий Аппенинский. - О, этот фильм потряс меня! Помните один из последних эпизодов, когда одессит, весь израненный, произносит знаменитую фразу? Эта фраза стала символом моей жизни: «Пока дышать будем - держать будем, а дышать не будем - все равно держать будем». Я с этими словами многое прошел и еще пройду. Во мне еще горит огонь и очень много энергии! Поэтому я и поступил в ТвГУ. Я хочу заниматься любимым делом, общаться с интересными людьми. Мне ведь скучно одному - стены да телевизор! Идея поступить в вуз родилась у меня в прошлом ноябре. Я позвонил в университет, меня соединили с тогда еще проректором Виктором Гавриковым. И он мне ответил: «Поступайте! Вы будете нашим уникальным студентом». И я начал готовиться. Спал по четыре часа в сутки. Сначала как следует занялся английским, а потом перечитал всю школьную программу по литературе! Больше всего я переживал за историю. Я очень хорошо знаю 18, 19, 20 века. А в остальных не был уверен. Поэтому пришлось и на историю налечь. 30 июля сдал вступительные экзамены. Приемная комиссия пошла мне навстречу - я сдал все четыре экзамена в один день. Русский, литература, история и английский. И поступил! За английский я заработал 98 баллов! Кажется, больше всех! - смеется Юрий Александрович. - Вот, недавно оплатил обучение и в октябре уже зачетку получу! Юрий Александрович не ищет легких путей. Чтобы оплатить учебу, он будет урывать часть своей пенсии. Счастливому студенту пошли навстречу и разрешили сдавать экзамены экстерном. В октябре у него первая сессия. От всех экзаменов Юрий рассчитывает «отстреляться» за один день по старой доброй привычке! Ведь жить в Твери ему негде. А после окончания вуза Аппенинский хочет поступить в аспирантуру! - А зачем же я тогда учусь? Грош мне цена, если не поступлю в аспирантуру! Буду ломать систему! - заявляет Юрий. Кроме того, Аппенинский собирается выступать перед иностранными коллегами, студентами и преподавателями с лекциями на насущные проблемы человечества. И это только начало!
|