За годы президентства Владимира Путина Россия опустилась в рейтинге "Глобальный барометр коррупции", ежегодно составляемом международной организацией Transparency International, с 82-го места (в 1999-2000 годах) на 143-е (в 2007 году). Впрочем, такое существенное ухудшение коррупционной ситуации характерно и для других нефтяных государств постсоветского пространства. Что же касается распространенности коррупции, то, по данным Transparency International, доля респондентов, заявляющих, что им или их близким за истекший год хотя бы раз приходилось давать взятку, стабильно колеблется в России на уровне 20%. Этот показатель согласуется и с данными "Левада-центра" (15% в 2006 году).
На фоне этих цифр более убедительно выглядят и оценки, предлагаемые фондом "Индем", который за последние восемь лет дважды -- в 2001 и 2005 годах -- проводил масштабные замеры коррупции в России на основе опросов и предпринимателей, и населения в целом. В области так называемой бытовой коррупции, возникающей в ходе взаимодействия рядовых граждан с представителями государства, интенсивность взяточничества в целом снизилась, однако существенно вырос размер средней взятки. Кроме того, значительно выросла коррумпированность конкретных институтов, таких как госвузы или ГАИ, фактически перешедших на платное оказание услуг гражданам.
Вместе с тем, по данным "Индема", за период с 2001 по 2005 год скачкообразно вырос рынок деловой коррупции: более чем в 13 раз повысился размер средней взятки, почти в 11 раз - среднегодовой взнос. В абсолютном выражении объем коррупционного рынка вырос почти в девять раз. За это время, правда, росли и цены, но вот характерные факты: если в 2001 году на одну среднюю взятку можно было купить среднего качества квартиру площадью 30 кв. м, то спустя четыре года на нее стало возможно купить квартиру площадью более 300 кв. м. Можно привести и другое сравнение: если в 2001 году коррупционный рынок был на треть меньше годового дохода федерального бюджета, то в 2005 году он превосходил его в 2,66 раза. Конкретные цифры объема коррупционного рынка можно оспаривать, однако общая картина остается весьма удручающей: нет ни одного признака того, то за прошедшие восемь лет госаппарат стал работать эффективнее. Неэффективность эта выражается, конечно, не только в волоките и взяточничестве, но и в неспособности политического руководства быстро и качественно провести в жизнь те меры, которые оно намечало в здравоохранении, образовании, социальной сфере, других отраслях. И провальное введение ГАИС, и необходимость премьеру лично вникать в ход восстановления города Невельска - это все прямое следствие того, что попытка структурно реформировать госслужбу так и не дала результатов.
|