The Weekly Standard опубликовал статью Кэти Янг о ее беседах с вдовой академика Сахарова известной радикал-демократкой и сторонницей Ельцина Еленой Боннэр, проживающей ныне в США. Прославившаяся в 1993 году высказыванием о Конституции, как «рулоне туалетной бумаги», скандально известная «правозащитница» дала любопытные оценки нынешней либеральной действительности в России и плодам реализации курса Путина-Медведева.
Говоря о положении в России, Боннэр сказала: «Сегодня совершенно иной исторический момент. Аналогии со сталинской эпохой или семидесятыми не кажутся мне правдоподобными, - заметила она через несколько дней после того, как путинская партия «Единая Россия» победила на подтасованных парламентских выборах 2 декабря. - Я скорее склоняюсь к точке зрения о том, что здесь есть немало параллелей с Германией 1930-х гг. Такое же сокращение безработицы, экономическая стабилизация; люди живут лучше. Путина, как и Гитлера, считают человеком, который вывел Россию из хаоса, поднял ее с колен. Когда руководители «Единой России» называют Путина «национальным лидером», становится смешно и неловко. «Лидер» - это кто? Это фюрер. Получается калька со слова, которое неизбежно вызывает определенные ассоциации».
Пока, конечно, в России нет государственной идеологии, аналогичной нацизму; однако, предостерегает Боннэр, там «большую силу набрала идея национализма, а также идея о том, что православие является государственной религией. Самодержавие, православие, народность (причем с акцентом даже не на «народ» в целом, а на этнических русских) - эта формула, которую власть предержащие все больше принимают на вооружение, мне представляется весьма пугающей в качестве направления развития моей страны. Значительную часть населения это не устраивает. Но когда дело доходит до открытого противостояния, даже большинство этих людей голосует не за оппозицию, а за Путина и «Единую Россию», поскольку их убедили в том, что именно Путин и «Единая Россия» обеспечили им нынешний рост благосостояния».
При всей неприязни к режиму Путина, Боннэр достаточно резко отзывается и о его предшественнике, которого многие российские либералы сегодня идеализируют. Не стоит забывать, подчеркивает Боннэр, что первые «сфальсифицированные выборы» в постсоветской России состоялись в 1996 г. Правда, в самом 1996 году г-жа Боннэр о сфальсифированной победе Ельцина не высказывалась, а принимала участие в травле КПРФ и Г.А.Зюганова.
«После смерти Ельцина появилось много восхищенных комментариев о преобразовании государства и общества под его руководством, - отмечает она. - Но ничего не говорилось о том, что коррупционность, мафиозность государственной власти - это тоже ельцинское наследие. Просто сейчас все это делается откровеннее. Думаю, все, что происходит в России в 21 веке - это с одной стороны продолжение ельцинских экономических «реформ» и разграбления страны, которое достигло апогея при Ельцине; и в то же время мы утратили все достижения с точки зрения развития демократии, фундамент которого был также заложен при Ельцине».
|