Вадим СОЛОВЬЁВ, Секретарь ЦК КПРФ по правовым вопросам, депутат Госдумы ФС РФ от Тверской области.
4 апреля, Государственная дума РФ голосами “единороссов” и их союзников — жириновцев и “эсеров” — приняла в третьем чтении поправки в Федеральный конституционный закон “О референдуме”, фактически поставившие крест на проведении референдума по вопросам, неугодным “партии власти”.
ГЛАВНОЙ В ЭТОМ ПАКЕТЕ является поправка в ст. 6 закона, гласящая о том, что “на референдум не подлежат вынесению вопросы, непосредственно отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции Федерального Собрания Российской Федерации и иных государственных органов исполнительной власти”.
Формальным поводом к внесению поправок послужило постановление Конституционного суда РФ от 21 марта 2007 г. № 3-П по делу о проверке соответствия Конституции РФ ряда положений ст.ст. 6 и 15 ФКЗ “О референдуме РФ” в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьёва и В.Д. Уласа, признавшее неконституционным ряд положений данного закона.
Жалоба появилась в связи с тем, что в апреле 2005 г. КПРФ попыталась вынести на референдум РФ 17 вопросов, касающихся наиболее острых политических и социально-экономических проблем жизни страны: сохранения бесплатного образования и медицины, повышения пенсий, оплаты услуг ЖКХ на уровне не более 10% от доходов семьи нанимателя, национализации природных ресурсов и т.д. Однако ЦИК РФ признал 15 из 17 предложенных коммунистами вопросов якобы не соответствующими действующему законодательству.
При этом основной претензией ЦИК РФ, а затем и Верховного суда РФ стало положение о том, что в случае поддержки их народом на реализацию потребуются затраты из федерального бюджета, а также изменение внутренних финансовых обязательств РФ, что якобы запрещено действующим законодательством.
Так как эта трактовка закона фактически ставила крест на проведении референдума (ибо в природе не существует ни одного общественно значимого вопроса, для решения которого не понадобились бы бюджетные средства), граждане, обратившиеся в КС, посчитали, что тем самым ЦИК РФ и Верховный суд РФ нарушили их конституционное право на участие в управлении делами государства путем голосования на референдуме.
Рассмотрев их жалобу, суд признал такую трактовку закона неконституционной и обязал Государственную думу РФ внести соответствующие изменения в ФКЗ “О референдуме РФ”, указав на то, что запрет выносить на референдум вопросы, требующие финансирования из госбюджета, распространяется только на текущий бюджет, уже утвержденный соответствующим Федеральным законом, но никак не распространяется на вопрос финансирования из будущих, еще не утвержденных Госдумой РФ государственных бюджетов.
Однако, получив постановление Конституционного суда, депутаты-“единороссы” Груздев, Москалец и Гребенников, вместо того чтобы уточнить спорную формулировку, предложили вообще исключить ее из текста закона, а вместо нее изобрели еще более иезуитскую, гласящую о том, что на референдум не могут выноситься вопросы, “принятие решений по которым относится к исключительной компетенции государственных органов власти”.
По этому поводу фракция КПРФ сразу же заявила решительный протест, так как при таких условиях референдум в принципе невозможен, ибо любой вопрос подпадает под компетенцию какого-либо государственного органа власти. Тем не менее голосами “единороссов” и их союзников проект этих поправок был всё-таки принят в первом чтении, что вызвало бурю возмущения как в СМИ, так и общественных кругах. Дело дошло до того, что Конституционный суд РФ в лице своего секретариата был вынужден направить в Госдуму РФ свое мнение по данному вопросу, в котором однозначно указал на явную антиконституционность поправки.
Авторам проекта пришлось “уточнить” свою формулировку и указать, что запрет распространяется только на вопросы, касающиеся “исключительной компетенции Федерального Собрания или других государственных органов, установленных Конституцией РФ”. Однако эта формулировка мало что меняет в сложившейся ситуации, так как к исключительной компетенции Федерального собрания относятся вопросы принятия законов, а законы могут приниматься по любым вопросам жизни страны.
Таким образом, при желании под этот запрет вновь можно подвести любой выносимый на референдум вопрос.
Такая позиция “партии власти” по вопросу референдума, на мой взгляд, находится в общем русле проводимой ею политики на выхолащивание действующей Конституции и замену её фундаментального принципа “народовластия” на принцип “всевластия бюрократии” и тесно связанной с ней родственными узами полукриминальной российской буржуазии, то есть фактически речь идёт об установлении в стране тоталитарной олигархической диктатуры в результате ползучего антиконституционного переворота, а что это, как не чистой воды экстремизм!
На этом фоне громкие заявления авторов поправки и представителей Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству об их стремлении только выполнить решение КС РФ и не допустить дублирования в действии двух форм народовластия — референдума и свободных выборов — выглядят откровенным лукавством. Ведь последние федеральные выборы с достоверностью показали, что никаких честных и свободных выборов в России уже нет, а теперь, выходит, пришёл конец и институту референдума. И неудивительно, что фракция КПРФ в знак протеста против удушения депутатами-“единороссами” и их союзниками конституционного права граждан на референдум в полном составе покинула зал заседания Государственной думы РФ.
Чтобы добиться отмены этих поправок, КПРФ будет вынуждена вновь запустить процедуру проведения референдума, дающую возможность обжаловать фактический его запрет в Конституционном суде РФ. Проработка данного вопроса по поручению Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова уже начата юристами партии.
Таким образом, битва народа и его защитницы КПРФ с партией бюрократии за сохранение референдума продолжается!
|