Если зайти внутрь хотя бы одного дома знаменитых Морозовских казарм на Пролетарке, то любому станет ясно: тут жить нельзя. Но люди живут. По 30 и более лет…
Когда мэр Твери Олег Лебедев объявил тверитянам о начале реализации городской программы по отселению людей из аварийного и ветхого жилья, обитатели Морозовских казарм воспрянули было духом. К тому же Лебедев заговорил о некой программе преобразования Двора Пролетарки в историко-культурно-деловой центр. И, соответственно, о расселении его обитателей… Правда, жители заподозрили, что с отселением их как-нибудь надурят. И стали сопротивляться. Городские власти, как это водится, тут же возмутились: как это, мол, так - им делают хорошо, а они… ишь, какие неблагодарные. И стали по-своему воздействовать на несогласных: кого убеждать, кого запугивать, а кому-то даже грозить ОМОНОМ. А тут как раз к концу прошлого года в пос. Первомайском сдали новое муниципальное общежитие. Вроде бы, праздник для тех, кто десятилетиями маялся в полуразрушенных общагах… Почему же жители Морозовских казарм, даже те, кому, вроде бы, предлагают разные варианты переезда, не очень-то горят желанием уехать оттуда? В редакцию «Каравана» то и дело поступает разного рода информации от активистов-правозащитников Двора Пролетарки: Владимира Могильникова, Бориса Котова и других. Их позиция такова: жители Морозовских казарм должны иметь право на приватизацию тех квадратных метров, в которых они живут сегодня. Тогда, по их мнению, этот какой-никакой капитал станет некой гарантией того, что городская власть их потом не «кинет». А все, считают они, к тому и идет. Дескать, им – городским чиновникам – надо поскорее освободить помещения, которые то ли уже проданы, то ли кому-то обещаны… Это мнение людей, так сказать, искушенных. Они давно и иногда небезуспешно борются с произволом чиновников. А вот что думают обо всем простые граждане, проживающие в нечеловеческих условиях. Автор этих строк поговорил с ними на кухнях и в коридорах 48-го общежития Двора Пролетарки.
Галина Григорянц, проживает в комнате общежития с мужем и двумя детьми: - Если сравнить с другими общежитиями Двора Пролетарки, например, с 47-м, 119-м или 118-м, то наше общежитие находится в лучшем состоянии. У нас даже душевая работает. Но почему-то городская власть решила начать отселение именно с нас. Почему - точно никто не знает. Вернее, нам не говорят. В новое общежитие, что в пос. Первомайском, отселили только 4 или 5 семей. Но только потому, что они – бюджетники. Дескать, программа отселения из ветхого жилья – это только для них. Нам же – небюджетникам – предлагают переселяться либо на освобождающиеся места в тех же Морозовских казармах, либо в коммуналки, находящиеся в ужасающем состоянии, хуже, чем здесь. И нам это надо? Впрочем, нам обещают, что после того, как всех нас отселят и тут все капитально отремонтируют, мы вернемся сюда же. Ну, ладно бы нам дали гарантийное письмо… Так ведь нет. Тогда зачем нам переселяться в худшие условия? Вот нам и говорят, что будто бы наше здание уже кому-то продано.
Елена (свою фамилию указать не пожелала), проживает с семьей в общежитии более 20 лет: - Наше общежитие здесь считается самым благоустроенным. У нас недавно и крышу ремонтировали (правда, кое-где все равно течет), и трубы водопроводные поменяли. Нам тоже предлагали переселиться, но в точно такое же ветхое жилье. Зачем – нам не объясняют. А здесь будто бы сделают перепланировку – будет общежитие квартирного типа. Со всеми удобствами. Но обещаниям потом вернуть всех нас сюда мы не верим. Нет для этого оснований. Потому что нам не дают приватизировать наше жилье. Хотя на этот счет, говорят, есть закон (имеется в виду Постановление Верховного Суда от 15.02.2007 г. №57-В037-6, говорящее о том, что после принятия дома в муниципальную собственность его статус как общежития может быть утрачен, а его жильцы получают право на приватизацию своих квадратных метров – В.Б.).
Наталья Базарова, проживает вместе с двумя взрослыми детьми с 1984 года: - Нам предложили переселиться в «коммуналку» на ул. Горького. Но ее состояние просто ужасное: что делать – ума не приложу. Там ведь не было никакого ремонта более 30 лет. А поскольку там все соседи уже приватизировали свои комнаты, то нам заявили: «Откажетесь – переселим вас в так называемый маневренный фонд». А это вообще беда… У нас тут говорят, что здесь будет качественное жилье. Но кто нас тогда вернет обратно? Наверное, поэтому приватизировать наши комнаты нам и не дают. Тут около 2-х месяцев назад к нам приезжал сам Лебедев. Разговаривал с нами, как с холопами. Выселяйтесь, говорит, поскорее. Не то применим ОМОН. *** Вообще-то с тем, что творится вокруг Двора Пролетарки, надо тщательно разбираться. Например, продолжаются проблемы с начислением коммунальных платежей: в предъявляемых жильцам счетах-квитанциях продолжает значиться плата за так называемую охрану – по 20 руб. с каждого проживающего. Но кто-нибудь хоть раз видел хотя бы одного охранника? Наверное, поэтому жители этого микрорайона Твери уже не раз выражали свое недоверие городской администрации. А совсем недавно, 25 апреля, в адрес Тверского регионального отделения партии «Единая Россия» было направлено заявление, подписанное 1750 гражданами. В нем содержалось требование исключить О.С. Лебедева из рядов партии как «шкурника и приспособленца»…
Виктор Богданов "Караван+Я"
|