После введения Единого государственного экзамена на территории России не прекращаются споры: насколько такая форма проверки знаний оптимальна для российской системы образования? Мнения разделились на два лагеря. Одни довольны таким нововведением, другие же, наоборот, считают, что ЕГЭ не может показать истинных знаний выпускника. Конечно, у ЕГЭ есть как положительные, так и отрицательные моменты.
На одной из пресс-конференций по проблемам, связанным с выпускными экзаменами и поступлением в учебные заведения, начальник департамента образования Тверской области Алексей Каспржак назвал один из положительных моментов ЕГЭ - доступность: при его помощи выравнивается количество поступающих из Твери и сельских школ. О плюсах и минусах ЕГЭ, исходя из двухлетнего опыта приема абитуриентов по данной системе, мы спросили представителей учебных заведений Твери, а также тех, кому пришлось пройти путь от учащегося школы до студента.
Марина Потемкина, заведующая отделом маркетинга Тверского колледжа имени А.Н. Коняева: - К положительным моментам ЕГЭ можно отнести то, что абитуриент затрачивает меньше физических и умственных усилий, так как летом не нужно сдавать еще какие-либо экзамены. Также у него есть возможность поступать по копиям во многие учебные заведения сразу, а затем выбирать более подходящее. Для нас плохо, что мы не видим живых людей, не знаем, кому мы действительно нужны, а для кого наш колледж - запасной вариант. С технической стороны тоже не очень удобно: на каждого абитуриента заводим дело, оформляем при этом кучу бумаг, а он не придет к нам учиться. Таким образом получается большой процент отсева. Поступление по результатам ЕГЭ не удобно еще и тем, что абитуриент не знает своих шансов, так как при сдаче обыкновенного вступительного экзамена результаты в виде оценки он может узнать практически сразу. Зато по ЕГЭ не бывает апелляций.
Ольга Васильева, студентка 1-го курса ТвГУ: - Будучи в прошлом году выпускницей, мне предстояла сдача ЕГЭ по русскому языку и литературе. Вполне успешно справившись с тестами, могу сказать, что ЕГЭ - это не так уж и сложно. Вопросы хоть и повышенной трудности, но из школьной программы. Только обидно, что истинных знаний эта форма не проверяет. Учителя как бы "натаскивают" на ЕГЭ, постоянно повторяя с учениками основные вопросы теста. Я считаю, что истинные знания нужно проверять устным экзаменом, так как он требует основательной подготовки, а не "натаскивания" на отдельные вопросы.
Денис Килейников, проректор по учебной работе Тверской государственной медицинской академии: - Уже третий год у нас будет осуществляться прием абитуриентов по результатам ЕГЭ и впечатление от этой системы создалось хорошее. Наверное, в любом деле есть какие-то отрицательные стороны, но все это будет усовершенствоваться: поскольку еще не на всей территории России введен ЕГЭ и не по всем образовательным предметам. Сейчас субъекты РФ могут сами выбирать предметы, по которым проводить ЕГЭ. Поэтому существует вторая волна ЕГЭ - в июле. Абитуриенты, которые сдали экзамены в мае, ждут результаты второй волны ЕГЭ до начала августа. Все это время они пребывают в неведении, не зная, поступили они или нет. Наверное, введение Единого госэкзамена на всей территории России по всем предметам решит эту проблему. Очень удобно то, что этот экзамен является и выпускным, и вступительным испытанием в вуз. Я думаю, что со временем система проведения ЕГЭ будет улучшаться, шлифоваться. Елена Васильева, заместитель декана филологического факультета по воспитательной работе, кандидат филологических наук, доцент: - В этом году у нас на факультете сложилась странная ситуация с вступительными экзаменами. Литература с этого года переходит из разряда обязательных в предмет по выбору. Тверской регион пошел по пути отмены сочинения и ЕГЭ по литературе. На факультете мы вводим свое сочинение. Множество разногласий идет по поводу сдачи литературы в форме ЕГЭ. Литературу в тесты уложить очень сложно. Но и отменять в школе этот экзамен нельзя. Здесь, видимо, необходимо обсуждать, в какой форме этот экзамен будет проходить: может быть устная форма или сочинение. Причем опасение по поводу литературы возникают не только у словесников - у общественности в целом, потому что наша культура всегда была литературоцентричной. Литература формирует мировоззрение, ментальность, вкус. И если мы это сейчас потеряем - потеряем целое поколение наших школьников. В связи с ЕГЭ возникает еще один вопрос: это базовый экзамен или профилирующий? Или это два в одном? Поскольку литературу в этом году убрали из списка обязательных. Чем это чревато? Сначала он уходит из списка обязательных, потом из жизни учеников. На мой взгляд, проблема не в форме экзамена, а в образовательных стандартах. Пока мы не поднимем качество нашего образования - от начальной школы до высшего образования - ничего не изменится.
Ольга Смирнова "Караван+Я"
|