Александр Дмитриевич (Куликов - секретарь ЦК КПРФ), недавно в Госдуме была создана очередная Комиссия по противодействию коррупции. Многие наблюдатели отмечают, что, скорее всего, она повторит судьбу своей предшественницы в Госдуме четвертого созыва, которую упрекали в бездействии. Лично у Вас есть повод для таких опасений?
- Не исключаю, что новая комиссия может пойти по тому же пути, что и предыдущая, то есть сосредоточится в своей работе в основном на изучении законопроектов на наличие в них коррупциогенных норм. И в данном случае повод для опасений есть. Ограничившись лишь этим аспектом, парламент вряд ли сможет реализовать одну из своих главных задач – осуществлять контроль за исполнительной властью, тем самым противодействуя коррупции.
Я вносил поправки, касающиеся изменения предмета деятельности комиссии, а также предполагающие возможность создания при ней самостоятельного аппарата из числа профессионалов. К сожалению, мои поправки так и не были поддержаны парламентским большинством.
В итоге было принято решение сузить поле деятельности комиссии, ограничившись лишь проверкой законов на коррупционные нормы. По этой причине я предвижу большие трудности в ее работе. С другой стороны, резерв для оптимизма заключается в том, что у комиссии все же осталось право рассматривать поступающие в ее адрес обращения и материалы о коррупции в органах власти. Полагаю, что предстоящая работа новой комиссии Государственной Думы будет более эффективной в борьбе с коррупцией в нашей стране, в разоблачении коррумпированных чиновников.
Определенные надежды связаны с тем, что в комиссию по большей части избраны депутаты, в прошлом сотрудники правоохранительных органов, сохранившие верность профессиональному долгу. Я также не исключаю, что в ее составе будет создана подкомиссия, которая займется проверкой конкретных материалов по фактам коррупции , в том числе в СМИ.
-- Если вспоминать о работе аналогичных комиссий в Госдуме второго и третьего созывов, то их отчеты впечатляют своими результатами. Насколько, действительно, эффективной была тогда деятельность комиссий, и как бы Вы могли оценить итоги инициированных депутатами расследований?
-- Хочу отметить, что комиссии того времени преследовали своей целью не разговоры о борьбе с коррупцией, а конкретные действия по проверке коррупционных материалов в отношении высших должностных лиц федерального уровня и регионов страны. Это позволяло взаимодействовать с правоохранительными органами и добиваться привлечения коррумпированных лиц к уголовной ответственности, не взирая на положение этих людей в иерархии власти.
Напомню, созданная в мае 1997 года по инициативе фракции КПРФ и при поддержке фракций «Яблоко» и «Народовластие» комиссия называлась комиссией Госдумы по проверке материалов, содержащих признаки коррупционной деятельности должностных лиц. Предмет ее деятельности был заложен в самом названии и положении, что дало нам возможность организовать соответствующую работу. Речь шла о проверке фактов, материалов, опубликованных в СМИ, изложенных в обращениях простых граждан и юридических лиц, а также трудовых коллективов. И, безусловно, их изучение заканчивалось тем, что они направлялись в правоохранительные органы для проверки и расследования. За этим осуществлялся, подчеркну, нами, членами комиссии, постоянный депутатский контроль.
Я бы оценил работу тех комиссий как эффективную. Во многом полученные результаты ( более полутора сотен человек привлечены к уголовной ответственности, около сотни должностных лиц освобождены от занимаемых должностей за различные злоупотребления и т.д. ) были обусловлены качественным составом комиссии. Обе являлись межфракционными, и нас нельзя было упрекнуть в политической ангажированности. Журналисты с нами охотно сотрудничали.
В числе же фигурантов по этим материалам проходили крупные чиновники, руководители российского государства, начиная от премьер-министров Виктора Черномырдина, Сергея Кириенко, исполнительного секретаря СНГ Бориса Березовского и заканчивая первым зампредом правительства Николаем Аксененко, заместителем министра финансов Андреем Вавиловым, главой РАО «ЕЭС» Анатолием Чубайсом, главой президентской администрации Александром Волошиным и т.д. Перечень достаточно большой и включал два с лишним десятка представителей высшего звена руководства России 90-начала 2000 годов.
-- По каким из этих проверок удалось добиться возбуждения уголовных дел и отстранения фигурантов от занимаемых должностей?
-- Нам, в частности, мягко говоря, удалось убедить Генеральную прокуратуру возбудить уголовное дело в отношении Николая Аксененко за нанесенный им экономический ущерб в результате коррупционной деятельности. Аналогичный результат был получен в отношении министра атомной энергетики Евгения Адамова. В начале 2001 года собранные депутатами материалы стали основой для снятия его с занимаемой должности. Сейчас можно сказать, что конечной инстанцией в решении этого вопроса стал президент Владимир Путин. К нашему удивлению правоохранители долго тянули с расследованием, пока разбирательство, наконец, не начали американцы, чей представитель оказался соучастником в делах Адамова. Несмотря на многочисленную критику в наш адрес в тот период, следует признать, что мы, депутаты, были правы, когда еще в конце 1999 года требовали от президента РФ основательной чистки кадрового состава Правительства, в частности, выступали с инициативой снятия Адамова с поста главы Минатома. Печально, что лишь по истечению 8 лет справедливость в отношении этого человека восторжествовала. Но он лишь один из многих…
-- Много ли депутатских инициатив в борьбе с коррупцией так и остались лежать под сукном?
- Достаточно много. Еще в Думе второго созыва наша комиссия совместно с комитетом по безопасности предлагала руководству страны ряд эффективных мер для борьбы с организованной преступностью и коррупцией. В их числе разработка и принятие соответствующей государственной программы, объединение следственных органов, повышение ответственности Совета безопасности РФ за состояние правопорядка в стране, создание Комитета при Президенте РФ по координации борьбы с коррупцией и много чего другого. Мы обращали внимание и били тревогу в отношении драматического положения в органах внутренних дел страны, в том числе и с социальной защитой сотрудников. Мы говорили в своих обращениях о серьезной коррумпированности правоохранительных органов, судейского сообщества, не говоря уж об исполнительной власти. Наша комиссия публично обращалась к президенту по проблемам состояния законности в деятельности самой Генеральной прокуратуры. С горечью отмечаю, что нас не слышали. Время показало, что и в этом мы были правы.
Что касается конкретных результатов, то по ряду материалов нам не удалось достичь успеха, в частности, по делу с обращением в 1998 году в адрес комиссии американской фирмы "Кролл Ассошиэйтед" по поводу невыплаты ей тогдашним первым вице-премьером правительства Егором Гайдаром денег за поиск так называемого «золота партии».
Когда сотрудники фирмы нашли-таки эти деньги в ряде зарубежных банков, оказалось, что они принадлежат определенным лицам, занимавшим должности в первом и втором российском правительстве. КПСС к этому никакого отношения не имела. Фирма представила Гайдару подробный отчет о своих поисках, но стоимость работ согласно договору – порядка 2 млн. долларов – вице-премьер им не оплатил.
Наша проверка подтвердила, что такой договор действительно имел место, но все материалы, касающиеся этой сделки, в том числе и результаты работы "Кролла" были положены высшими чинами под сукно, а обогатившиеся остались безнаказанными. Попытки депутатов найти подлинники документов оказались безрезультатными.
Мы также выступали с инициативой проверки законности действий высших должностных лиц, незаконно нажившихся на дефолте 1998 года. В адрес комиссии поступили материалы, где говорилось, что искусственно созданный в стране дефолт послужил основой для обогащения около 600 российских чиновников. Речь шла о двух пропавших «траншах» общей суммой в 20 млрд. долларов. Комиссия Совета федерации, проводившая параллельную проверку, пришла к аналогичным выводам, а полученные документы стали основой для возбуждения уголовного дела Генеральной прокуратурой. К последнему имел прямое отношение Генеральный прокурор Юрий Скуратов. После его незаконного отстранения от должности это дело приказало долго жить, несмотря на наши неоднократные обращения. Полагаю, что настало время вновь к нему вернуться.
-- Все ли материалы, с которыми работала комиссия, добывались только из открытых источников?
- Как правило, да. Но, безусловно, был ряд документов, поступавших от сотрудников правоохранительных органов, которые не имели возможности в рамках своего ведомства пробить тот или иной материал для разрешения в рамках действующего УПК и наталкивались на этом пути на всевозможные препоны.
-- Новый президент Дмитрий Медведев уже заявил о намерении активно бороться с коррупцией, к примеру, подписал указ о создании антикоррупционного комитета. На Ваш взгляд, насколько далеко власть готова зайти в выполнении своих обещаний победить это зло, и хватит ли смелости у самих депутатов перейти в этом направлении от разговоров к делу?
-- Власть декларирует волю в борьбе с коррупцией, но реальных подвижек пока не происходит. Это связано, прежде всего, с тем, что при Президенте Путине коррупция стала системообразующим фактором, если угодно, образом жизни для большей части чиновничества и, к сожалению, для части общества. Вместе с тем, адекватных мер по противодействию ей государством не принималось. Ну, например, так и не принят закон о противодействии коррупции, несмотря на то, что он вот уже 7 лет лежит в Госдуме. Как я уже говорил, ни одна наша инициатива в этой области не получила своего разрешения, в том числе и ноябрьские 2006 года предложения фракции КПРФ. Посмотрите их, и Вы увидите готовый план действий.
-- Еще перед Новым годом экс-президент Владимир Путин пообещал внести в Думу свой законопроект на эту тему, но от имени президентской администрации, затем сроки отодвинулись на начало мая этого года…
- По имеющимся у меня данным, проект антикоррупционного закона действительно готовится в администрации с участием правоохранительных органов и представителей «Единой России» и может быть внесен в Думу до конца весенней сессии. Судя по отрывочным сведениям, он вобрал в себя многое из наших, фракции КПРФ, прежних законопроектов. Если это так, то его следует незамедлительно рассматривать.
У меня есть опасения, что и этот проект в таком виде не дойдет до Думы. Ведь в этом документе появились очень нужные статьи и о декларировании доходов и расходов для чиновников и сотрудников правоохранительных органов и их семей, и о полной конфискации имущества за коррупционные преступления, и об ужесточении норм ответственности, и о действенной прозрачной кадровой политике, и о контроле общества за властью. Без этого дальше разговоров борьба с коррупцией не пойдет.
В целом, я критически настроен в отношении того, что действующая власть всерьез настроится на такую борьбу. Для этого требуется большое мужество, в том числе со стороны Дмитрия Медведева и тех людей, которые его окружают. Насколько далеко президент готов идти в борьбе с коррупцией говорит хотя бы тот факт, что Михаил Зурабов, отстраненный со своей должности, сейчас назначен советником президента. Зурабов не понес персональной ответственности в истории незаконного обогащения руководства подведомственного ему, министру, Фонда обязательного медицинского страхования. Большей дискредитации для Президента, чем назначение подобных советников, трудно придумать. Безусловно, это бросает тень и на президентскую антикоррупционную риторику.
Не будем забывать, природа нынешней власти базируется на криминальной собственности и идеологии незаконного обогащения. В силу этого, рассчитывать на переворот в общественном сознании, какие бы усилия эта власть не предпринимала, не приходится. Важно, чтоб это понимал Медведев и у него хватило бы мужества разрубить гордиев узел. Ему придется отпилить сук, на котором сидит власть. Для достижения им заявленной цели подавить коррупцию Дмитрию Медведеву придется перешагнуть через свои бывшие связи. Иное будет лишь латанием дыр.
|