«С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…» Да, из песни слов не выкинешь. Для нас познание Родины, ее языка, истории, культуры начинается именно в школе. «Школьные годы чудесные» для многих, может быть, самая светлая, самая незабываемая пора их жизни.
И если для городской детворы открыты двери музеев, картинных галерей, театров, ее окружают замечательные памятники архитектуры, парковые ансамбли, то для многих ребятишек школа важна вдвойне. Школа, клуб и библиотека – тот очаг культуры на селе, который согрел не одно детское сердце, зажег «души прекрасные порывы» не одного славного сына Отечества… К сожалению, сейчас тем, кто приезжает в деревню, открывается жалкая картина: зарастающие чертополохом поля, полуразрушенные фермы, бедность, запущенность, пьянство. Власти много говорят о возрождении села, строят какие-то планы, создают программы… А на деле? С каждым годом становится тягостнее и беспросветнее сельская жизнь. Теперь появилась еще одна мода – закрывать сельские малокомплектные школы. Они, де, нерентабельны! Да, подушевое финансирование ОУ (образовательных учреждений), может быть, и хорошо для крупных населенных пунктов, но для сельских маленьких школ – это удавка, это заранее подготовленное и продуманное их уничтожение. Нам говорят, что в больших базовых школах современное оборудование, компьютерные классы, более квалифицированные преподаватели, лучшая адаптация к современным жестким условиям жизни. Может быть, и так. Но кто расскажет детям об истории их малой родины, кто раскроет им красоту родной природы, научит их уважать крестьянский труд, уважать, тех, кто кормил, поил и поднимал Россию? Да, школьный автобус, может быть, и хорош для Америки с ее фермерским укладом жизни, но для России таскать каждый день детей за десятки километров с ее неухоженными, часто нечищенными зимой дорогами из родной деревни в чужую школу – наверное, не лучшее решение проблемы. Не будет ли более справедливым экономить на финансировании разбухающего чиновничьего аппарата? Ведь если раньше вся власть умещалась всего в двух зданиях – райком и райисполком, то теперь ей и десятка мало. Колхозы развалены, деревни обезлюдели, превратились по сути дела в дачные поселки, где коренные жители – самая нищая и обездоленная часть населения… И что же дальше? Закрыты школы, фельдшерские пункты, затем дома культуры, библиотеки. Разрушить все, как говорится, до основания, а потом… «Мы наш, мы новый мир построим…» На пустом месте! В старинной летописи рассказывается о том, «откуда есть пошла Земля Русская». А мне кажется, Земля Русская взошла из земли. Пошла от деревни русской. И ставить крест на ней может только тот человек, для которого понятие Родина – пустой звук. Ведь истинный патриотизм заключается не в том, чтобы истово размахивать российским триколором и неистово вопить «Россия, вперед!», а в том, чтобы беречь и любить свою землю. Закрыть школу – то же самое, что и разрушить храм! С. КОСТОГАРОВ, с. Медведиха, Рамешковский р-н
|