Во многих семьях вынуждены ограничивать себя в питании. Согласно опроса «Левада-Центра» около половины (48%) респондентов уверены: чтобы придерживаться здорового питания, нужно много времени и денег.
22% считают, что денежные траты, действительно, велики, но времени много не надо, а 10% полагают, наоборот, что на обеспечение здорового питания уходит много времени, но не денег. И лишь 12% опрошенных уверены, что для этого не требуется ни больших денежных затрат, ни значительного расхода времени. Во многих семьях из-за безденежья вынуждены ограничивать себя в питании. Наиболее распространены в ежедневном рационе россиян различные супы, в т.ч. борщ, уха и т.п. (их «практически ежедневно» едят около 67% респондентов), овощные блюда (54%) и молочные продукты (49%). От трети до четверти россиян не каждую неделю едят рыбу (33% — сумма ответов «1-3 раза в месяц», «реже» и «никогда), фрукты и ягоды (28%) и выпечку (23%). Наблюдаются ощутимые различия в потреблении различных продуктов в зависимости от пола и возраста респондентов. Мужчины чаще женщин «едят почти каждый день» мясо (38% к 26%), колбасные изделия (35% к 28%). Напротив, женщины чаще, чем мужчины, едят молочные продукты (53% к 44%), овощные блюда (58% к 48%), фрукты и ягоды (58% к 48%). Кроме того, наибольшие различия в питании наблюдаются между условной группой респондентов 18-24 лет и группой 55 лет и старше. Например, если в младшей возрастной группе «почти каждый день» колбасные изделия едят около двух третей опрошенных, то среди людей старше 55 лет -только 21%. Можно предположить, что на структуры питания «старшей» возрастной группы влияет, во-первых, относительно более низкий достаток людей пенсионного возраста, а также то, что в этой группе женщин гораздо больше, чем мужчин, что придает этой возрастной группе «женские» характеристики. Отметим, в 1991 году до 70% россиян тратили на еду две трети семейного бюджета и более, в 2001 году таких насчитывалось около 80%, в 2008 - 37%. Опросы общественного мнения фиксируют постепенное повышение благосостояния на протяжении 7-8 лет. Однако и сегодня (по данным за апрель 2008 года) менее половины семейного бюджета тратят на еду только 18% россиян. Завтрак среднего россиянина «обычно состоит» из чая (70%) с бутербродами (64%). Каши на завтрак предпочитают около четверти населения, причем женщины чаще, чем мужчины (34% к 21%), люди старше 55 - чаще, чем люди 18-24 лет (48% к 14%). Хлопья, мюсли, фрукты, соки едят на завтрак не более 3% россиян.
|