Потребители, напуганные кризисом, начали затягивать пояса и экономить на продуктах питания.
Жители небольших городов уже сократили ежедневные покупки примерно на 9,5%, подсчитали эксперты «Ромир Панель». Также, согласно Росстату, 21% сограждан считают, что за последние три месяца уровень их доходов снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом розничные сети уверяют, что изменения потребительского спроса или значительного снижения оборота они пока не замечают. Тем не менее вскоре россиянам может стать не до покупок. Согласно расчетам индексов домашнего потребления (SCIF) на сентябрь 2008 года, жители России отреагировали на мировой финансовый кризис снижением покупательской активности. В прошедшем месяце SCIF прибавил всего 1,4% к августу и 35,4% к сентябрю 2007 года. «Возможности роста доходов у большинства семей даже в крупных городах исчерпаны, и домохозяйства переходят к экономии на повседневных покупках», — делают неутешительный вывод эксперты «Ромир Панель». «Население сейчас делает покупки по минимуму», — говорит председатель совета директоров группы компаний «Нерком» Вадим Солод. «При самом драматичном сценарии в начале следующего года мы можем потерять до 20% оборота в результате переключения покупателей на более дешевые товары», — уверен генеральный директор сети «Азбука вкуса» Владимир Садовин. По мнению управляющего партнера сетей «Марка» и «Гастрономчикъ» Дмитрия Потапенко, в ноябре может начаться «массовая истерия: народ перестанет делать покупки, и вот тогда будет трудно». Он добавляет, что сети в такой ситуации будут вынуждены начать вторую волну увольнений и им снова придется просить отсрочки по платежам у поставщиков. Сейчас сети пытаются разными способами продавать как можно больше, платя при этом по минимуму. «Сейчас у розничных сетей растут задолженности, и они используют малейшую возможность для отсрочки платежа», - говорит генеральный директор сети магазинов.
"Позиция"
|