Уже полтора месяца в центре внимания общественности находятся планы разработчиков областного бюджета на будущий год по отмене дотации «негазовым» районам Тверской области на приобретение твердого и жидкого топлива.
Для наших районов (а их около двадцати) от окончательного решения этого вопроса областными депутатами зависит абсолютно все – не просто социальная стабильность, не просто дальнейшее функционирование ЖКХ, но и само выживание наших территорий.
Коротко напомню о последствиях такого «новшества» для угольных и мазутных районов области. Во-первых, многократный (в несколько раз) рост тарифов на отопление жилого фонда. При этом никакой сопоставимой компенсации в виде субсидий население не получит – из-за массового нахождения людей на заработках за пределами области (а значит, у этих людей отсутствуют документы, подтверждающие официальный доход) и еще из-за более массовых «излишков» жилплощади у наших пенсионеров, дети которых давно уехали из глубинки в крупные города. В те же разы станут различаться платежи населения в разных районах – при этом в самых бедных, отдаленных районах отопление жилья будет обходиться нашим землякам дороже всего. Такой вот своеобразный апартеид XXI века! Помимо социального напряжения предложенные новшества приведут к самым плачевным последствиям для самих предприятий коммунального хозяйства. Завоз топлива из-за отсутствия денег станет невозможен. Не говоря уже об очевидном росте неплатежей граждан за тепло (размер оплаты будет равен средним доходам населения в «угольных» и «мазутных» районах, а субсидия выделяется только после полной оплаты услуг). Таким образом, отказ от государственной поддержки ЖКХ, кроме всего прочего, приведет к срыву отопительного сезона в целом ряде территорий. У «мазутных» районов проблемы начнутся уже с нового года, у «угольных» - на месяц-полтора позднее. Но начнутся они неизбежно. Я уже не говорю об осени следующего года: шансов нормально провести отопительный сезон 2009-2010 годов ни в одном из «негазовых» районов в такой ситуации практически нет. Параллельно с этим начнется волна банкротств и передел собственности в сфере ЖКХ, и это тоже закономерный итог «нововведений» в бюджетную политику нашего региона. Все эти аргументы уже подробно звучали в региональных СМИ. Я напомнил их вновь лишь для того, чтобы еще раз обратить внимание на важность принимаемого решения для десятков, если не сотен, тысяч жителей Тверской области. «Отменить нельзя оставить» - применительно к топливной дотации звучит примерно так же, как «казнить нельзя помиловать» - применительно к жителям наших районов, которые, к тому же, ни в чем не провинились. И, поддерживая абсолютным большинством проводимую политику в декабре, марте и октябре, наши люди голосовали за стабильность, а не за коммунальный апартеид и катастрофу в 2009 году. А теперь – о главном, из-за чего и пишутся эти строки. Я хочу извиниться перед читателями «ТГ» за то, что ввел их в заблуждение, когда говорил, что отмена государственной поддержки ЖКХ не противоречит действующему законодательству, хотя и идет вразрез со здравым смыслом («Спланированное самоубийство», «ТГ», №44 от 17.10.2008 г.). Оказалось, я сам глубоко заблуждался. Рост тарифов в несколько раз в «негазовых» районах является незаконным. И, в отличие от общественности, инициаторам отмены топливной дотации это было известно еще в конце августа – задолго до того, как бюджет-2009 был не только внесен в ЗС, но и написан. Федеральной службой по тарифам (ФСТ России) 8 августа 2008 года издан приказ №136 э/2 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (в том числе предельных уровней тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в среднем по субъектам Российской Федерации на 2009 год». Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 25 августа 2008 г. (регистрационный №12155) и вступил в силу со дня опубликования в «Российской газете» 27 августа. В соответствии с упомянутым приказом ФСТ максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию по Тверской области на 2009 год должна составлять 121,7 процента. Максимальная, повторяю, величина. И о какой отмене топливной дотации, о каком росте тарифов в разы по муниципальным образованиям можно вообще вести речь в этой ситуации? Люди же в суды пойдут, и эти иски будут удовлетворяться – причем сотнями! Разумеется, если не может быть поднят в разы уровень тарифов, значит, сохранение топливной дотации для «негазовых» районов становится единственно возможным решением. Как бы кому ни хотелось ее отменить – других вариантов просто нет! И «решить проблему» за счет субсидий (о чем нам рассказывают уже два месяца) тоже теперь не получится. Субсидии-то рассчитываются исходя из действующего тарифа. А его резкое повышение противоречит приказу ФСТ. Следовательно, у предприятий ЖКХ и на будущий год остаются «выпадающие доходы», единственным способом возмещения которых является государственная поддержка из бюджета. Именно поэтому – «отменить нельзя, сохранить!». Не только из соображений социальной справедливости и здравого смысла, но и из уважения к нормам действующего законодательства. …И еще одна очень актуальная фраза содержится в приказе ФСТ от 8 августа. Максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию установлена без учета предоставления субвенций соответствующим бюджетам на покрытие убытков теплоснабжающих организаций вследствие значительного роста цен на топливо. Другими словами, наличие таких субвенций в регионах подразумевается само собой, и это понятно, ведь топливо в нынешнем году подорожало вдвое. В нашей же области такой вопрос даже не обсуждается. Наверное, зря. И, наверное, именно в этом направлении есть над чем работать. Проект областного бюджета-2009 будет рассмотрен постоянными комитетами Законодательного собрания Тверской области в самые ближайшие дни. Жители отдаленных сельских районов ждут от своих избранников разумного, справедливого и законного решения.
От редакции: Вчера в Законодательном собрании области прошли публичные слушания по проекту областного бюджета, с докладом о котором выступил начальник департамента финансов Евгений Зимонт. Доклад, мягко говоря, не убедил участников слушаний - из всего обилия выступающих не нашлось ни одного сторонника представленного проекта. Очень серьезным и аргументированным было выступление члена Совета Федерации Владимира Петрова, который с цифрами в руках доказал, что прогноз доходной части бюджета области завышен минимум на 2 млрд. руб. Бывший глава администрации области Владимир Суслов обратил внимание на то, что далеко не все расходы, предусмотренные проектом бюджета, имеют действительно неотложное значение для региона - в частности, он усомнился в срочной необходимости в условиях кризиса направлять 500 млн. руб. на дорожную развязку в сторону Лотошино. Больше всего на слушаниях обсуждалась необходимость сохранения дотаций на приобретение угля и мазута. В поддержку этого выступили председатели Собраний депутатов Западнодвинского района Анатолий Степанов, Оленинского района Сергей Смирнов, Жарковского района Петр Белявский, глава г. Нелидово Анатолий Фильченков. Критические замечания выступавших в своем заключительном слове поддержал и председатель постоянного комитета ЗС по бюджету и налогам Иван Райдур, который подчеркнул необходимость взвешенного и реалистичного подхода к формированию бюджета в складывающейся экономической ситуации. По мнению Ивана Райдура, целый ряд показателей бюджета региона нуждается в очень серьезной корректировке. Выступающий отдельно остановился на проблеме топливной дотации, поставив под сомнение возможность и своевременность ее отмены в условиях начавшегося кризиса. Таким образом, главный автор «бюджета нетрадиционной социальной ориентации» Евгений Зимонт оказался в одиночестве. Олег Дубов, "Тверская газета"
Вчера в Законодательном Собрании прошли публичные слушания по проекту бюджета Тверской области на 2009 год и на плановый период 2010 — 2011 годов. В слушаниях приняли участие депутаты ЗС, руководители областных департаментов и управлений, органов местного самоуправления, представители общественных организаций. Слушания кратким вступительным словом открыл председатель Законодательного Собрания Андрей Епишин. Он отметил, что стратегические направления бюджетной политики связаны с реализацией таких важнейших задач, как повышение уровня благосостояния жителей области; оптимальное финансирование приоритетных направлений развития экономики региона; увеличение налоговой базы и проведение эффективной долговой политики; утверждение практики бюджетирования, ориентированного на результат. Сегодня трудно предугадать, отметил Андрей Епишин, как отразится финансовый кризис на наполняемости доходной части бюджета. Но даже при самом неблагоприятном развитии событий бюджетные обязательства областной власти в социальной сфере будут выполнены в полном объеме. Проект бюджета верстался в благоприятной обстановке, когда явных проявлений финансового кризиса еще не было. С поправкой на сегодняшнюю экономическую ситуацию проект бюджета будущего года выглядит чересчур оптимистичным. Начальник департамента финансов Тверской области Евгений Зимонт привел в своем докладе основные параметры проекта областного бюджета на 2009 год. Общий объем доходов предусмотрен в сумме 34,3 миллиарда рублей. Общий объем расходов — 38,2 миллиарда рублей. Дефицит областного бюджета — 3,9 миллиарда рублей. В части бюджетных расходов начальник департамента финансов выделил три основных приоритета. Во-первых, бюджет области имеет ярко выраженную социальную направленность. Только фонд оплаты труда работников бюджетной сферы увеличивается на 38 процентов. Во-вторых, средства бюджета будут направлены на реализацию долгосрочных целевых программ (их около четырех десятков). В-третьих, вложения в адресные целевые программы. Теперь уже ясно, признался Евгений Зимонт, что не все расходы удастся профинансировать в полном объеме. Кое-чем придется поступиться. Практически все участники публичных слушаний сошлись на том, что проект бюджета требует серьезной корректировки с связи с усиливающимся негативным влиянием финансового кризиса на экономику региона. Председатель Собрания депутатов Жарковского района Петр Белявский привел конкретный пример. Градообразующее предприятие и крупнейший налогоплательщик — Жарковский деревообрабатывающий комбинат с началом кризиса сократил численность работающих практически вполовину — на 500 человек. Потеря налогов — три миллиона рублей. Подобные процессы происходят на многих других предприятиях региона. Член Совета Федерации РФ Владимир Петров заметил, что Тверская область, чья экономика не ориентирована на сырьевой сектор, менее болезненно переживает кризисные явления. Но все-таки последствия кризиса в будущем году, особенно в первой его половине, придется испытать и нам. Налогооблагаемая база сузится. В особенности это касается налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, дающие основные поступления в областной бюджет. В проекте бюджета предусмотрен рост доходов от налога на прибыль на 54 процента. Владимир Петров считает этот прогноз очень смелым. Предприятия свертывают производство. Кредитные ресурсы дорожают. Более трети промышленных предприятий вообще убыточны. Сбор этого налога даже на уровне ожидаемого за 2008 год становится проблематичным. Что касается налога на доходы физических лиц, то и здесь следует ожидать снижения по сравнению с размерами, намеченными в проекте бюджета. Сокращение численности занятых в реальном секторе экономики, более тесная привязка уровня оплаты труда к росту его производительности приведут к снижению поступлений от подоходного налога. Сенатор призвал разработчиков бюджета внимательно посмотреть, на чем в связи с ожидаемым снижением доходов можно сэкономить на расходах. Основной резерв здесь, по его мнению, — сокращение материальных затрат.
Об этом говорили сегодня, 13 ноября, в Законодательном Собрании Тверской области, где прошли публичные слушания проекта закона Тверской области «Об областном бюджете Тверской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 гг.». По словам председателя Законодательного Собрания Тверской области Андрея Епишина, сегодня, как и в прошлые годы, бюджетная политика строится на основе целевых программ. В каждую программу закладываются критерии оценки ее результативности. По всем задачам заложены четкие индикаторы деятельности, выраженные в конкретных цифрах: насколько должен возрасти тот или иной показатель. Таким образом мы выстраиваем системную политику расходования бюджетных средств. - Сегодня сложно предугадать, как отразится мировой финансовый кризис на наполняемости доходной части бюджета. Но хочу заявить со всей ответственностью, даже при самом неблагоприятном развитии событий бюджетные обязательства области в социальной сфере будут выполнены полностью. По мнению начальника департамента финансов Тверской области Евгения Зимонта, впервые в основу областного бюджета положен прогноз социально-экономического развития области на трехлетний период. Прослеживается положительная динамика роста доходов. Общий объем доходов областного бюджета Тверской области на 2009 год – 34,3 млрд рублей. Общий объем расходов областного бюджета – 38, 1 млрд рублей. Дефицит бюджета в 2008 и 2009 годах приближается к 15 процентам. Объем доходов областного бюджета в 2010 году – 37,5 млрд рублей, 2011году – 42,4 млрд рублей. Расходов: 2010 год – 40,3 млрд рублей, 2011 год – 42,4 млрд рублей. Так, в 2009 году на культуру будет потрачено 1,5 млрд рублей, на развитие физической культуры и спорта – 628 млн рублей, на сельское хозяйство – 664 млн рублей, на ЖКХ и газификацию – более 1 млрд 300 млн рублей. Также в числе приоритетных направлений остаются обязательное медицинское страхование, безопасность, дорожное хозяйство. Областной бюджет берет на себя и повышение заработной платы бюджетникам. В 2009 году зарплата бюджетникам вырастет до 45 %. Выступившие в прениях руководители ряда муниципальных образований особое внимание обратили на изменения, происходящие в финансировании расходов на жилищно-коммунальные услуги. Муниципальные образования пока ещё не готовы перейти на новые схемы, предложенные департаментом финансов. Как сказал председатель Собрания депутатов Западнодвинского района Анатолий Степанов, в новом бюджете отменены дотации на ЖКХ для тех районов, где по-прежнему используется твердое и жидкое топливо. Вместо этого предлагаются субсидии для населения. Эта мера коснется половины районов, ведь газ дошел далеко не до всех. А значит, в этих районах резко возрастут цены на услуги ЖКХ (приблизительно на 285%). Общая стоимость услуг станет 75,21 рубля за 1 кв. метр. Это значительно превышает стандарт стоимости услуг, установленный федеральным законом. В районе очень низкий уровень дохода населения. Такие меры приведут к тому, что люди просто не будут платить, и в результате во всей системе ЖКХ будут серьезные сбои. Член Совета Федерации от Тверской области Владимир Петров охарактеризовал предложенный проект бюджета как чрезмерно оптимистичный. Поэтому необходима корректировка некоторых показателей по налогооблагаемой базе. - По прогнозам бюджета, темп роста НДФЛ составит 116%, темп роста налога на прибыль – 154%. В условиях сложной экономической ситуации в стране необходимо делать прогноз более консервативным. Прирост по налогу на прибыль должна быть 0%. Этого же мнения придерживается и председатель Совета общественности при губернаторе Тверской области Владимир Суслов. - Бюджет за время разработки морально устарел, он совершенно не отражает реальной ситуации. Если обратиться к Тверскому вагонозаводу, экскаваторному заводу – основным налогоплательщикам с вопросом, какие у них на сегодняшний день есть договора, то мы увидим, что ситуация не столь красочная. В бюджете нужна строка по антикризисным мерам, чтобы на предприятиях не начался бартер, как в 1998 году. Мы видим, что сегодня Тверь «стоит в пробке», город задыхается от транспорта, но ничего с этим не делается. Бюджет нужно серьезно переработать. Подвёл итоги общественных слушаний председатель постоянного комитета ЗС по бюджету и налогам Иван Райдур. Он отметил, что публичное обсуждение основного финансового закона области позволит оптимизировать его параметры и тем самым содействовать улучшению жизни каждого жителя области. Все предложения, прозвучавшие на слушаниях, будут детально изучены на профильных комитетах и найдут отражение в окончательном варианте бюджета. Планируется, что проект бюджета будет рассмотрен Законодательным Собранием в конце текущего месяца.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]