Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово Тверской губернии. Как рассказали в ассоциации Тверских землячеств, Андрей Николаевич родился в многодетной культурной семье разночинцев. Отец - владелец хутора, занимался сельским хозяйством. Получив начальное образование дома, Туполев в 1908 г. окончил Тверскую гимназию и успешно сдал экзамены сразу в два института, выбрав из них Московское высшее техническое училище. Слушал лекции Н.Е. Жуковского, занимался в воздухоплавательном кружке и на построенном в этом кружке планере совершил свой первый полет.
В 1918 г., окончив училище, Туполев вместе с Н.Е. Жуковским стал организатором Центрального аэродинамического института (ЦАГИ), где возглавил отдел авиации, гидроавиации и опытного строительства. В начале 20-х гг. Туполев возглавлял опытное КБ, где в неотапливаемых помещениях, при отсутствии многого необходимого работал над созданием торпедных катеров, аэросаней, дирижаблей, самолетов. Внедряя в самолетостроение металл - дюраль, разработал новую авиационную технологию, запустил в промышленное производство цельнометаллические самолеты АНТ-З (1925), АНТ-4 (1928), АНТ-6 (1933), тяжелые и дальние самолеты ТБ-1 (1925), ТБ-З (1930), совершив переворот в авиационной промышленности. Самолеты конструкторского бюро Туполева показали высокие летные качества во время спасения челюскинцев в 1934 г., перелетов из СССР в США через Северный полюс в 1937 г. и в др. случаях. В 30-е гг. Туполев стал главным инженером Главного управления авиационной промышленности в Наркомтяжпроме. Неоднократно командировался в Германию, Францию, Австрию, Англию, США. В 1937 г. Андрей Туполев был главным конструктором ЦКБ-29 НКВД, где вместе с С.П. Королевым, В.М. Петляковым и др. выдающимися деятелями работал над созданием самолетов, прекрасно показавших себя в годы Великой Отечественной войны. 27 июня 1941 был освобожден. Под руководством Туполева было создано свыше 100 типов военных и гражданских самолетов, среди которых первый отечественный пассажирский самолет с турбовинтовыми двигателями Ту-104, пассажирский самолет со сверхзвуковой скоростью Ту-144 и др. В 1953 Туполев стал академиком. Он трижды удостаивался звания Героя Соц. Труда (1945,1957,1972). А.Н. Туполев был почётным членом Королевского авиационного общества Великобритании и Американского института аэронавтики и астронавтики. Ему присуждены премии Н.Е. Жуковского, золотая авиационная медаль ФАИ, премия им. Леонардо да Винчи, золотая медаль Общества основоположников авиации Франции.
|