В понедельник, 30 марта, суд удовлетворил требование Тверской областной прокуратуры к МУП ТДЕЗ. Дело касается неисполнения муниципальным предприятием своих полномочий как управляющей компании по обслуживанию жилых домов. Возможно, вскоре это судебное решение изменит весь рынок жилищно-коммунальных услуг областной столицы. Напомним, что одной из основных задач реформы ЖКХ стало привлечение жителей к управлению их собственными многоквартирными домами. Для этого люди должны выбрать способ управления домом и управляющую компанию, которая будет его обслуживать. Так задумано теоретически. На практике не все проходит гладко. Например, в Твери сложилась довольно странная система взаимоотношений предприятий жилищно-коммунального комплекса. Их сегодняшнее состояние слабовато сочетается с теми целями, которые заявляет проходящая в стране и регионе реформа ЖКХ. Лидер Всероссийской общественной организации «Гражданская лига по жилищным и земельным правоотношениям и территориальному и местному самоуправлению», бывший депутат Тверской городской Думы Елена Лебедева считает, что существующее положение в ЖКХ Твери не выдерживает никакой критики. Мы попросили ее прокомментировать судебное решение в отношении МУП ТДЕЗ и дать оценку ситуации, сложившейся в коммунальной сфере города. - На данный момент в Твери со способом управления домом определились очень немногие, – рассказывает Елена Лебедева. – Всеми неопределившимися занимается МУП ТДЕЗ. Это муниципальное предприятие является управляющей компанией по обслуживанию многоквартирных домов. Соответственно статус управляющей компании накладывает на ТДЕЗ массу обязанностей. В частности, функцию сбора платы за жилищно-коммунальные услуги, расчет с поставщиками услуг, а также перерасчет квартплаты. Так положено по закону. Однако ТДЕЗ не исполнял этих обязанностей. Все финансовые вопросы почему-то решает совершенно другая организация – ООО «ЕРКЦ». Она печатает квитанции по квартплате, собирает с жильцов деньги и рассчитывается с поставщиками услуг. Почему именно ЕРКЦ, а не управляющая компания ТДЕЗ? Этим вопросом и задалась прокуратура, а суд расставил все точки над «i», обязав ТДЕЗ завести специальный счет и начать прием коммунальных платежей с населения. - Не все ли равно, кто собирает коммунальные платежи? - Конечно, нет. Разница оценивается в миллионы рублей. Во-первых, еще в мою бытность депутатом контрольно-счетная палата городской Думы подтвердила, что в результате неправильной работы ТДЕЗ жители города недополучили услуг по актам качества на сумму 36,6 млн. рублей. И, во-вторых, за свою «работу» эта организация забирает 4% от общего объема собранных с жителей средств. Заложены ли эти деньги в счет квитанций по оплате ЖКУ? Я уверена, что не заложены. То есть изъятые из объема квартплаты 4% просто не доплачивались поставщикам услуг. А ведь это десятки миллионов рублей. В итоге сама система проведения коммунальных платежей спровоцировала возникновение колоссальной задолженности перед поставщиками услуг, что привело к массовым отключениям горячей воды в Твери прошлым летом. Если посмотреть объективно, то вы поймете, что ЕРКЦ не что иное, как лишнее посредническое звено в цепочке проведения коммунальных платежей. Зачем вообще нужны эти посреднические структуры коммунальной системе города? Вразумительный ответ на этот вопрос так и не получен. - Может ли существующее положение отразиться на реализации реформы ЖКХ в Твери? - Не просто может, но и отражается. Планы городских властей по введению системы управляющих компаний вообще непонятны, они прямо противоречат действующему законодательству. Заместитель мэра по вопросам ЖКХ Александр Голодный в одном из своих интервью заявил, что городские власти создают 4 управляющие компании в каждом из районов города. Создаются эти УК на базе филиалов МУП ТДЕЗ при долевом участии ООО ЕРКЦ, чтобы эти компании находились под контролем городских властей. Он считает, что в этом случае финансовые потоки в сфере ЖКХ будут прозрачными. Но где здесь связь? И почему деятельное участие городских властей гарантирует прозрачность финансовых потоков? Напротив, областной совет по реформе ЖКХ поставил обоснованный вопрос о снижении влияния муниципалитетов на определение и аккредитацию управляющих компаний. У муниципалитетов и без того достаточно рычагов для налаживания эффективного взаимодействия с УК. В нашем случае очевидно открытое лоббирование городскими властями интересов собственных предприятий. И ТДЕЗ и ЕРКЦ пытаются оставить у руля всеми правдами и неправдами. Мало того, городские власти игнорируют постановление Правительства РФ от 06.02.2006 года «О порядке проведения открытых конкурсов по отбору УК». В нем четко сказано, что одна управляющая компания не может обслуживать более 100 тысяч квадратных метров жилья. В Твери насчитывается более 5 миллионов квадратных метров жилья. Следовательно, на рынке должны работать не менее 50 управляющих компаний. И договор с каждой из них должен заключаться максимум на 1 год, а не до 2010 года, как планируют городские власти. Посудите сами, в данном случае о каком рынке предоставления услуг ЖКХ, конкуренции и качестве можно говорить? Вмешательство в дело прокуратуры и суда еще может что-то изменить. Вот только времени для этого осталось совсем немного. Владимир Мохов, Тверская газета
|