Чернобыльская авария - крупнейшей техногенной катастрофы в мире. В результате эксперимента в реакторе РБМК четвертого энергоблока была значительно снижена скорость циркуляции воды, которая, одновременно, является в реакторах этого типа и охладителем и поглотителем нейтронов.
Последовавшее за этим повышенное парообразование вызвало цепной процесс - выше парообразование, меньше плотность воды (поглотителя нейтронов), больше свободных нейтронов, больше цепная реакция, больше температура, больше парообразование - и далее.
Необратимый процесс привел к расплаву активной зоны ядерного реактора и выбросу под большим давлением из активной зоны высокотемпертарурного пара и продуктов распада.
Естественно, никакого ядерного взрыва на Чернобыльской АЭС не было. Взрыв котла паровоза, у которого закрутили предохранительный клапан - наиболее близкая аналогия того, что произошло на АЭС. Только вместо паровозной топки под котлом располагались топливные стержни с обогащенным ураном.
До сих пор продолжаются споры на тему "можно ли было не допустить аварии на Чернобыльской АЭС", но споры эти, на мой взгляд, чисто теоретические и никакого отношения к реальности не имеют.
К аварии привела целая цепь случайностей и непродуманных действий - возможность саморазгона реактора РБМК много раньше прогнозировалась и тестировалась в Москве, а конструкционные недостатки ректора, которые впоследствии привели к аварии, были выявлены на Чернобыльской АЭС во время аналогичных экспериментов на 3-м энергоблоке в 1982 году. Но никому даже не пришло в голову, что при сниженной нагрузке реактора тот же самый эксперимент приведет к катастрофе в 1986-м.
Вряд ли можно предотвратить все случайности.
Несомненно одно - взрыв четвертого энергоблока не был умышленной акцией, ни один человек, участвовавший в тот момент в эксперименте на Чернобыльской АЭС, не представлял себе его реальную опасность. Вообще, боюсь, реальную опасность представляли себе только несколько десятков физиков и инженеров, которые в ту ночь мирно спали в Москве.
Авария на ЧАЭС была неизбежной платой человечества за использование ядерной энергетики. На ошибках учатся, многие ошибки можно предсказать, внести в инструкции, схемы многократно продублировать, но всего предусмотреть просто невозможно.
Нужно отдать должное советскому правительству. Скорость, с которой принимались решения в той уникальной, не имеющей аналогов чрезвычайной ситуации, профессиональная, слаженная работа армейских подразделений, гражданской обороны, милиции и всех структур заслуживает высочайшей оценки.
До сих пор операция по эвакуации людей из зоны поражения считается лучшей в мировой истории спасательной операцией. 50-тысячный город Припять без паники, давки, без единого инцидента был полностью эвакуирован за 3 часа - c 14.00 до 17.00 27 апреля 1986 года, то есть уже на следующий день после аварии.
Уже к 3-му мая была завершена полная эвакуация 30-километровой зоны отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС. В эвакуации участвовали 8387 единиц автотранспорта, в том числе 2452 автобусов, около 400 армейских грузовиков.
Из 30-километровой зоны ЧАЭС было вывезено 60 тыс.голов крупного рогатого скота и других сельскохозяйственных животных.
Сейчас трудно себе даже представить уровень управления, позволивший без единого происшествия обеспечить менее, чем за сутки мобилизацию, а впоследствии слаженную работу такой массы техники, перевозку такого количества людей - без проявлений паники, жертв и пострадавших.
Одновременно для эвакуированных строилось жилье. Для сельских жителей силами армии в кратчайшие сроки было отстроено 11 тысяч (!) домов "усадебного типа", городские жители получили квартиры в Киеве, Чернигове, более 1000 человек были эвакуированы в города РСФСР, Молдавской ССР, прибалтийских республик. Характерно, что вся эта деятельность шла параллельно ликвидации последствий на самой Чернобыльской АЭС, дезактивации территории 30-километровой зоны и т.д.
К сожалению, сейчас такой уровень организации просто непредставим.
Впоследствии антисоветские идеологи в связи с чернобыльской аварией вылили много грязи на страну. Многие из созданных тогда мифов живы до сих пор - "Припять не эвакуировали, так как хотели замолчать", "жителей Киева выгнали на первомайскую демонстрацию, хотя знали, что радиация зашкаливает…"
Как и положено идеологическим мифам, они мало связаны с реальностью, балансируют на грани полуправды, рассматривают события очень узко.
Припять действительно эвакуировали лишь на следующий день после аварии. Можно с выгодой для себя кричать о преступном пренебрежении здоровьем и жизнью горожан.
Вообще же стоит задуматься над достаточно простыми вещами: авария произошла в половину второго ночи 26 апреля, лишь к 15 часам 26 апреля было достоверно установлено, что реактор разрушен и выбрасывает в атмосферу радиоактивные материалы. Эвакуация завершилась в 17 часов 27 апреля.
Сколько, по мнению апологетов идеи "кровавых советских властей" должна занять подготовка к операции по полной эвакуации 50-тысячного города, в которой задействовано только автотранспорта несколько тысяч единиц?
Я понимаю аргументы "надо было сразу сказать жителям всю правду, а власти скрывали!", нам и сейчас активно промывают голову этими же самыми аргументами. Я их понимаю, но не принимаю, не могу принять, опыт Нового Орлеана не позволяет.
Понимают ли сторонники этой идеи, что такое паника? Куда, как побежали бы 50 тысяч человек? Скольких бы задавили на автостанции, штурмуя автобусы, сколько погибло бы на вокзале, пытаясь попасть в поезд?
И самое главное - какую правду нужно было сказать людям 26 апреля, если радиационная разведка местности просто не была еще проведена? Куда бежать? Где опасно и где безопасно? Радиационная разведка продолжалась, к слову, до раннего утра 27 апреля, когда и были определены безопасные пути движения колонн. Все, что можно было бы сказать ранее, не было бы информацией, а было бы слухами, домыслами, как минимум - не полной картиной случившегося, а разрозненными фрагментами.
Аналогичным мифом, не имеющим никакого отношения к действительности, является и знаменитая киевская демонстрация 1 мая 1986 года. Обвинения властей в том, что горожан выгнали на улицы, прекрасно зная, что "уровень радиации зашкаливает", при здравом размышлении, кажутся странными уже потому, что Киев так и не был впоследствии эвакуирован. Куда при этом делась "зашкаливающая радиация" - не совсем понятно.
Вообще, как правило, варианты действий в кризисных ситуациях четко регламентируются инструкциями и отступление от них чревато для ответственных лиц серьезными последствиями. В случае аварии на Чернобыльской АЭС решения принимались в соответствии с международным документом "Критерии о принятии мер по защите населения в случае радиационной катастрофы".
Главный посыл этого документа - "не навреди".
В нем, в частности, говорится:
Ограничение облучения населения достигается введением защитных мер, которые могут приводить к нарушению жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории, т.е. являются вмешательством, влекущим за собой не только экономический и экологический ущерб, но и неблагоприятное воздействие на здоровье населения.
При принятии решений о характере вмешательства следует руководствоваться следующими принципами:
- Принцип Обоснования вмешательства: предлагаемое вмешательство должно принести обществу и прежде всего облучаемым лицам больше пользы, чем вреда…
- Принцип оптимизации вмешательства: форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть оптимизированы таким образом, чтобы чистая польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба, связанного с вмешательством, была бы максимальной
Также в документе говорится, что если прогнозируемая в первые 10 суток доза облучения населения составит до 5 мГр,
"нет необходимости в выполнении мер защиты, связанных с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории".
Если же доза приблизится к 50 мГр за 10 суток,
"решение о выполнении мер защиты принимается по принципам обоснования и оптимизации с учетом конкретной обстановки и местных условий".
То есть, в документе четко говорится: прежде, чем принимать какие-либо меры, оцени всю опасность самих этих мер и сравни ее с опасностью радиации. Если сами меры (эвакуация, возможность возникновения паники, утрата управления, нарушение жизнедеятельности мегаполиса) могут привести к последствиям, более печальным, чем сама радиация - не нужно прерывать нормальную жизнедеятельность населения.
Радиационный фон в Киеве на 1 мая 1986 года составлял, примерно, 1.5 мР/ч (при норме в 0,015 мР/ч). Действительно, значительное превышение радиационного фона имело место. Но если пересчитать эти данные в Грэи, мы получим, что население в час получало дозу облучения 0,015 мГр, в сутки - 0,36 мГр. За 10 суток общая накопленная доза составила 3.6 мГр. То есть, даже ниже минимального порога в 5 мГр, которые устанавливает международный, одобренный МАГАТЭ документ.
Еще раз подчеркну, в соответствии с международными рекомендациями у властей
"не было необходимости в выполнении мер защиты, связанных с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории".
Все остальное - игра на страхах, которую активно использовали разнообразные идеологи в своих целях. К слову, еще один урок, который преподала нам чернобыльская авария - иногда лучше молчать, чем говорить.
http://users.livejournal.com/_lord_/821720.html
|