Территория Пакистана была для душманов как дом родной. Оттуда шло финансирование, там обучались новые воины за родину и веру, туда, в случае опасности, отступали банды мятежников. Очевидно, что граничащие с Пакистаном территории являлись главной головной болью правительства. Типичным примером таких «проблемных» территорий был округ Хост.
Еще в середине восьмидесятых усилиями лидеров «альянса семи» в округе была создана крупная перевалочная база и укрепленный район «Джавара», что в переводе звучит как «Волчья яма». База располагалась в горном массиве неподалеку от границы и была возведена по всем правилам современной фортификационной науки. Духи очень гордились «Джаварой» и почитали ее за символ своей мощи на юго-востоке страны.
Так продолжалось до весны 1986-го года, пока ОКСВ не приступил к операции по разгрому Джавары. Неприступная мощь продержалась полтора месяца. База была разгромлена, уцелевшие защитники традиционно скрылись в Пакистане. Потери личного состава ОКСВ — минимальные.
Далее события развивались по знакомому сценарию — советские подразделения покинули округ Хост, а представители афганского правительства в очередной раз доказали неспособность к укреплению своей власти на местах. Уже через три месяца базу начали восстанавливать, а еще через полгода округ Хост, за исключением одноименной столицы, контролировался душманами.
К середине восьмидесятых у оппозиции созрел новый план «освобождения» страны. Лидеры «альянса семи» после долгих склок пришли к единому знаменателю и задумали создать альтернативное афганское правительство. Причем не очередное не имеющее авторитета, жалкое «правительство в изгнании», а правительство на территории Афганистана — что совсем другое дело. И лучше всего на роль столицы «свободного Афганистана» подходил именно город Хост.
Многие, а особенно те, чья голова забита известного рода идеологическими поделками, считают, что для достижения поставленных задач, советское военное командование всегда пользовалось формулой: "Победа любой ценой, не считаясь с потерями". В действительности азы военной науки, начиная с трудов древности, таких как «Искусство Войны», говорят совершенно иное, а именно: лучший способ добиться победы — решить дело миром. Командование 40-ой армии придерживалось именно этого принципа — параллельно с разработкой операции велись активные переговоры с представителями племен джадран, населяющих район проведения операции.
К концу ноября 1987 года в полную боевую готовность были приведены:
ОКСВ:
· 108-ая и 201 мотострелковая дивизия,
· 103-я воздушно-десантная дивизия,
· 56-ая отдельная десантно-штурмовая бригада,
· 345-ый отдельно парашютно-десантный полк,
· а также ряд вспомогательных частей и подразделений (инженерно-строительные части, части связи).
ВС ДРА:
· 8-ая, 11-ая, 12-ая и 25-ая пехотная дивизия,
· 15-ая танковая бригада,
· более десяти батальонов Царандоя и службы государственной безопасности (боевые части МВД Афганистана).
23 ноября 1987 года началась операция «Магистраль».
Гардез — Хост
Дорог в Афганистане мало, по дорогам передвигаются регулярные войска, по дорогам везут горючее, снаряжение и продовольствие, вдоль дорог прокладывают электричество и трубопроводы. Дорога от города Гардез до города Хост удовлетворяла всем вышеперечисленным условиям и была идеальной местностью для ведения эффективной партизанской деятельности.
Разведроты, прочесывавшие окрестности дороги, обнаружили несколько специально оборудованных «наблюдательно-подрывных» пунктов. В это же время разведроты усиленно прочесывали районы, прилегающие к дороге, на предмет обнаружения разнообразных складов, баз, подземных коммуникаций.
Самые жаркие события при проведении операции «Магистраль» разыгрались южнее перевала Сатэ-Кандав. Именно там находился базовый укрепленный район с неблагозвучным названием Срана. В советских газетах, кстати, это название, по понятным соображениям, подавалось как Сурана или Сарана. По словам командующего 40-ой армией Б. Громова, события, развернувшиеся в этом районе, стали ключевыми, определяющими для всей операции «Магистраль».
Перевал Сатэ-Кандав
С этого плацдарма предполагалось начать зачистку и блокирование дороги Гардез-Хост. Контролируя дорогу Гардез-Хост, наши и афганские подразделения прикрывают идущие в Хост автоколонны, не позволяя душманам обстреливать конвои и устраивать диверсии на дорогах. После создания в городе Хост достаточных запасов продовольствия и медикаментов, стоит задача вывести войска в район Гардеза.
За годы, прошедшие с момента ввода ОКСВ на территорию Афганистана, в районе перевала Сатэ-Кандав, «запирающего» дорогу Гардез-Хост, был создан настоящий укрепрайон, оборудованы многочисленные огневые точки, склады с оружием и боеприпасами. После взятия перевала под прикрытием десанта вперед по дороге Гардез-Хост пошли инженерно-саперные части. Одновременно с этим в районе Хоста высаживается батальон советских десантников и бригады афганского спецназа. Подразделения начали встречное продвижение по дороге Гардез-Хост.
Итоги
30 декабря по дороге Гардез-Хост, полностью очищенной от мин, фугасов и завалов, пошли первые машины с продовольствием. Части 40-ой армии захватили около сотни складов с оружием и боеприпасами, четыре танка, девять бронетранспортеров. Действия наших солдат и офицеров сорвали планы душманов по отторжению округа Хост от Афганистана.
|