Сейчас много говорят и пишут о влиянии компьютерных игр на сознание и умственные способности детей и подростков. По моему наблюдению, интеллектуальное развитие ребенка прекращается в тот момент, когда он активно включается в компьютерную игру. Но есть люди, которые радуются тому, что их дети ушли в мир компьютерных игр.
На днях один известный телеведущий радостно поведал о том, что его сын освоил игру «Штурмовик Ил-2» и теперь знает все типы самолетов, участвовавших во Второй мировой войне. Однако изучать историю по компьютерным играм – дело очень неблагодарное. Слишком много в них искаженных и просто недостоверных фактов.
На днях мне довелось около семи минут наблюдать за тем, как мой племянник играл на компьютере в игру «Танковая гвардия» (изготовитель – ООО Уральский электронный завод). Оставим в стороне то, что он играл «за немцев» и на их танке врывался в горящий Сталинград. Это говорит о крайне низком уровне патриотического воспитания нынешнего поколения. Моих ровесников ни за какие коврижки нельзя было заставить играть за немцев. Но мало того, что игра не располагает к патриотизму – она еще и исторически недостоверна. Начнем с того, что в распоряжение игрока предоставлен немецкий танк «Тигр». Это летом-то 1942-го под Сталинградом? Первые экспериментальные «Тигры» появились у немцев в сентябре того же года. И не под Сталинградом, а под Ленинградом, в районе Синявинских болот. Несколько «Тигров» утонуло тогда в трясине. И нашим «трофейщикам» удалось завладеть практически целым образцом новейшей немецкой техники. А под Сталинградом «Тигры» объявились лишь зимой 1942-го, когда Манштейн попытался выручить окруженную группировку Паулюса.
Кроме того, «Тигры» поступали в первую очередь на вооружение танковых частей СС. А у войск СС была своя символика. И это значит, что на башне «Тигpa» должен быть нарисован не крест, а свастика. Создатели игры нарочно исказили видеоряд, чтобы не использовать нацистскую символику? Тогда почему они исказили всё остальное?
В довершение нереальности этого эпизода игры следует упомянуть о невероятной живучести немецкого танка. За пять минут игры в него попало более 60 бронебойных снарядов. Несколько раз – в моторную часть. Однако это не помешало «Тигру» завершить «миссию». Между тем наша 57-мм противотанковая пушка легко пробивала даже лобовую броню «Тигров» образца 1942 года. Недоступная для ее снарядов броня будет установлена на «Тиграх» только к лету 1943-го – перед самой Курской битвой.
Сцены борьбы на Т-34 я уже не смотрел. Там недостоверность начинается с первой вводной фразы: «... надлежит соединиться с 26-й танковой дивизией». К 1942 году в Красной Армии оставалось всего несколько танковых дивизий. Все они были расположены во внутренних округах, далеко от фронта, а на фронт отправлялись танковые бригады и корпуса.
Я оказался в лучшем положении по сравнению с другими «родителями игроков». Смог объяснить племяннику все несуразности, которые заметил. В следующий раз допустил его к игре лишь тогда, когда он прочел в Советской военной энциклопедии статью, посвященную Сталинградской битве. А как быть тем, у кого под рукой нет энциклопедии? Ведь любое возражение наткнется на активный отпор «игрока». В самом деле, не дураки же создавали игру?
Очень может быть, что не дураки. В этом случае атака на историческую память нашего народа ведется не только через учебники и телевидение, но и посредством компьютерных игр.
Коммунистам в законодательных органах следует проявить активность и не допустить распространения таких видеоигр. Хотя бы добиться того, чтобы на игре, связанной с реальными историческими событиями, указывалось имя «консультанта», отвечающего за ее историческую достоверность. Или заставить производителей крупно писать на коробке игры о том, что они за эту достоверность не отвечают.
Георгий Сушан
|